Внутреннее богатство и высокая духовность в простых образах Донатаса Баниониса

Образ Криса Кельвина в «Солярисе», Клетчатого в «Приключениях принца Флоризеля», Ладейникова в «Мертвом сезоне» любители кино помнят до сих пор. И незаурядность личности актёра осталась в памяти каждого кинозрителя советских времён.

Путь на сцену

Донатас Юозович родом из Каунаса, где он в 1924 году появился на свет в семье портного. Творческие начинания сына поддерживались родителями, но они настаивали на приобретении серьёзной трудовой профессии. А потому, желая видеть сына ремесленником, родитель убедил Донатаса выучиться гончарному делу.

Но тяготеющий к театру 14-летний мальчик всё же попытался пробиться на сцену. Конечно, без специальной подготовки его туда не приняли. Удача улыбнулась юноше спустя три года, когда в 1941 году друг познакомил его с известным театральным режиссёром Юозасом Мильтинисом, который и взял парня в театр актёром-кандидатом. Потом именно это имя звучало из уст артиста с восторгом и придыханием, когда он говорил о главных учителях в своей жизни.

Именно тогда, в 40-е годы, под руководством своего учителя Донатас Банионис и закончил актёрскую студию при Паневежском театре Мильтиниса.

Кино

А в 1947 в его творческую жизнь пришло кино. Он снялся в массовке фильма «Марита». Более серьёзная работа появилась в конце 50-х. А известность пришла после картины «Никто не хотел умирать» (1966).

Герой Баниониса во время становления советской власти в Литве заменил убитого председателя сельсовета и дал отпор бандитам. Картина получила неоднозначную оценку литовских зрителей. А журнал «Советский экран» признал её лучшей кинолентой года.

Этот фильм Банионис считал одним из лучших в своей кинокарьере. Рядом с ним стояли «Мёртвый сезон» Саввы Кулиша и «Солярис» Андрея Тарковского.

Роль разведчика Ладейникова в полюбившемся зрителям фильме 1968 года «Мёртвый сезон» досталась Банионису не сразу. Поначалу его на студии посчитали недостаточно эффектным для разведчика. Да и сам он был невысокого мнения о своей внешности.

«Какой из меня супермен? Смех, да и только!» Но, увидев прототипа своего героя Конана Молодого, понял, что разведчику не обязательно быть высоким, красивым, с голубыми глазами. Конон Молодый был приглашён в качестве консультанта картины.

Сценарий основательно переделали, и получилась история не о супермене-разведчике, а о человеке. И, когда картина предстала перед зрителями, тысячи мальчишеских сердец загорелись желанием прожить такую же жизнь, как Константин Ладейников.

Спустя годы актёр получал в Кремле юбилейную награду, и в коротком диалоге с российским президентом услышал подтверждение того, что тот стал разведчиком, вдохновлённый главным героем картины «Мертвый сезон».

Годом позже после «Мёртвого сезона» Банионис органично вписался в блестящий ансамбль «Красной палатки» Михаила Калатозова, где ему довелось работать с Питером Финчем, Шоном Коннери, Клаудиа Кардинале, Юрием Визбором. Пусть роль оказалась небольшая, но исполнил её актёр очень выразительно.

Через три года Андрей Тарковский позвал Баниониса в картину «Солярис». Актёр был впечатлён более ранней работой режиссёра — «Андреем Рублёвым», о которой сказал: «Это уже не кино, а искусство». А потому приглашение принял с восторгом.

И Тарковский искал для роли не рядового актёра, а человека, способного понять поэтический язык режиссёра и его замысел. И Банионис, следовавший в своей работе заветам Мильтиниса, рисовал роль внутренним богатством: движениями, жестами, молчанием, взглядом. Высоко духовный, с глубокой мыслью в глазах — таким предстаёт актёр перед зрителями во всех своих образах.

«Солярис» не получил признания советских кинокритиков. Как считал актёр, и на Каннском кинофестивале «Гран-при» дали картине больше из политических соображений, чтобы поддержать опального режиссёра.

Человек-эпоха

За свою карьеру Банионис сыграл более 60 ролей, получил множество наград, признававших его вклад в кинематограф. К ним литовец относился довольно прохладно, считая, что они являются не целью, а лишь признанием его заслуг.

Он всю жизнь учился.

В большинстве фильмов актёра озвучивал Александр Демьяненко — Донатас хорошо владел русским (Достоевского одолел в оригинале), но говорил с акцентом. На польском читал Кафку и Камю. На немецком играл Бетховена. На литовском написал книгу.

«Когда я увидел первый озвученный им фильм «Никто не хотел умирать», мне показалось, что он даже улучшил мою роль.»

(Именно в этом образе актёр говорил своим голосом и пересчитывал деньги по-литовски.)

В последние годы жизни Банионису часто задавали вопросы о современном кино, на которые он отвечал в частности так:

«Сейчас время такое. Недостаточно нравственное, бездуховное. У каждого времени — своя правда. И своё искусство».

Искусство, в котором во всём нет той глубины, которая была в характере Донатаса Баниониса. О чём говорить, если актёру не нравилось большинство фильмов, в которых он сам снимался.

Немного о личном

С женой Оной актёр прожил в счастливом браке 60 лет.

После смерти жены Оны в 2008 году его дом опустел. Ухудшилось самочувствие, появились признаки потери памяти. Потом стало всё восстанавливаться. И всё же актёр не представлял, что в его жизнь может войти ещё кто-то. Пока не познакомился в 2010-м с Ольгой Рябиковой.

Он несколько раз делал женщине предложение, и в преддверии 90-летнего юбилея артиста 52-летняя Ольга согласилась на брак. Женщина восхитила актёра своей мудростью, и он решил, что она достойна стать членом его большой семьи.

В том же 2014 году актёра не стало: в июле он пережил клиническую смерть, а в сентябре после инсульта покинул этот мир. Зрители вспоминают о нём тепло и восторженно:

Оцените статью
Внутреннее богатство и высокая духовность в простых образах Донатаса Баниониса
«Девчата отдали победу»: беременная невеста Тиграна Салибекова объявлена «Лучшей женой» на «Доме-2»