Военный дебют режиссёра «Белорусского вокзала»

В ленте «Пядь земли» (1964) Евгений Урбанский сыграл предпоследнюю роль. Его герой погиб почти в финале картины на глазах товарищей и любимой, но никто не мог предположить тогда, что вскоре этот страшный сюжет реализуется и в жизни.

Военную драму «Пядь земли» сняли вчерашние выпускники ВГИКа Андрей Смирнов и Борис Яшин.

Сценарий написал маститый писатель Григорий Бакланов по собственной одноимённой повести, вышедшей в 1959 году.

В повести Бакланов описал события 1944 года, которые видел собственными глазами: писатель совсем молодым попал на фронт, прошёл через войну и, став литератором, много писал о людях на войне.

А молодые режиссёры обратились к военной теме как к невероятно актуальной, ведь в начале шестидесятых ещё молоды были те, кто воевал, кто ждал, кто голодал.

Память народа хранила отчётливые воспоминания о войне и авторам хотелось, чтобы эти воспоминания не исчезали. Кстати,

Андрей Смирнов, у которого тогда в активе была единственная короткометражка и для которого «Пядь земли» стала первой большой работой в кино, и войдёт в историю кино как создатель «Белорусского воказала», одного из лучших фильмов о войне (где, как ни удивительно, батальных сцен вообще нет).

Главные роли в фильме сыграли Евгений Урбанский и Александр Збруев.

Оба были уже известными актёрами, причём и Евгений, и Александр прославились сразу же после дебютов: Урбанского вывел в число любимейших знаменитостей «Коммунист» (1957), Збруева — «Мой младший брат» (1962).

В небольших ролях появились начинающие Виктор Павлов и Юрий Волынцев, Николай Губенко и Виктор Сергачёв, Юрий Смирнов и Юрий Дубровин, а второстепенную роль погибающего сержанта сыграл Лев Дуров.

Главную женскую роль сыграла Эллия Суханова, только что окончившая Щукинское училище. Это была её первая роль в кино, позже Эллия почти не появлялась на экране, выбрав театр.

А жаль. Актриса — настоящая красавица и наверняка могла бы сыграть много интересных ролей.

На съёмки группа отправилась в Молдавию, в село Шерпены воле Днестра, в тот самый район, где воевал герои повести, а потом и фильма.

Натура была выбрана так удачно, что пейзаж чуть ли не один-в-один совпадал с описаниями природы в повести.

 И именно здесь располагался плацдарм, который защищали лейтенант Мотовилов (Збруев), комбат Бабин (Урбанский) и их товарищи. Тогда место украшал памятник, поставленный в память о боях, а

в новом веке в селе установили мемориал, напоминающий о тысячах советских солдат, навсегда оставшихся на берегу Днестра.

Чтобы сохранить авторскую интонацию, режиссёры ввели в картину закадровый текст. Его читает Александр Збруев от лица своего героя, лейтенанта Мотовилова.

Буднично, почти без эмоций он рассказывает о происходящем и размышляет о жизни, которая всё равно пробивается сквозь войну, взрывы, смерти.

Собственно, Андрей Смирнов и Борис Яшин изначально определили свою ленту как повесть и сразу настраивают зрителей на чуть литературный лад.

Фильм «Пядь земли» вышел в 1964 году, спустя 20 лет после событий, показанных в нём.

В Госкино картину оценили высоко, критики положительно отозвались о фильме, отметив и хорошую игру актёров, и профессиональную операторскую работу.

Зрители в целом тоже встретили «Пядь земли» неплохо, хотя на фоне других военных лент он выглядел послабее. Режиссёры Андрей Смирнов и Борис Яшин через два года сняли совместную короткометражку, а потом каждый их них пошёл своим путём.

Любопытно, что в 1970 году оба выпустят по фильму. Борис Яшин будет сорежиссёром «Города первой любви» о Волгограде, состоящего из нескольких новелл, одна из которых показывает войну.

Ну и Андрей Смирнов представит «Белорусский вокзал», без которого сегодня нельзя представить День Победы.

А как вы считаете, в военных фильмах допустимы комические моменты?

Оцените статью
Военный дебют режиссёра «Белорусского вокзала»
Елена Перминова вместе с отцом своих четверых детей побывала на «белой пляжной вечеринке» в Турции