Воспитал плеяду актеров, а за спиной его обсуждали и боялись: почему вокруг Авангарда Леонтьева всегда был флер почтения и трепета

От Зудиной, Апексимовой и Заворотнюк – до Евгения Миронова, Филиппа Янковского, Максима Дрозда. Все имена его «птенцов» просто невозможно перечислить. Список будет очень длинным. Разные амплуа, разные актерские типажи – но все его птенцы взлетели очень высоко.

Но почему же вокруг Авангарда Леонтьева, такого талантливого педагога, одного из лучших худруков в стране, близко дружившего с самим Олегом Павловичем Табаковым и прочими корифеями, – почему вокруг него всегда роилось столько домыслов, сплетен и даже ужасающих новичков-студентов россказней?… Об этом сегодня и поговорим.

Авангард Леонтьев преподавал с 1985 года в Школе-Студии МХАТ на руководимых О. Табаковым курсах, составивших ядро труппы Московского театра под руководством О. Табакова. Все ученики сделали впоследствии отличные карьеры.

Уникальное архивное фото, это выпуск 1981 года, по правую руку от Олега Табакова мы видим Авангарда Николаевича. Также на этом снимке можно узнать ныне успешных артистов театра и кино – Александра Мохова, Алексея Серебрякова, Андрея Смолякова и других.

Мало кто знает, что Анастасия Заворотнюк вообще могла бы стать учительницей в среднеобразовательной школе (коллегой Автора ☻☺), если бы не рискнула попытать судьбу и после нескольких курсов педагогического в Астрахани не уехала в столицу за мечтой.

В 1989 году она приезжает в Москву и поступает в Школу-студию МХАТ, на курс эпатажного Авангарда Леонтьева, вокруг личности которого ходило много слухов о его особых отношениях со студентами. Это был курс 1989-1993, с Настей вместе учились также Максим Дрозд, Алексей Зуев.

Актеры Александр Мохов, Анастасия Заворотнюк и Евгений Миронов, 1998 год

Красивые студентки, которых у Леонтьева всегда были в достатке, его не интересовали с точки зрения личных отношений. В отличие, кстати, от того же Табакова, который женился впоследствии на их с Авангардом Николаевичем студентке Марине Зудиной.

С этим фактом и связаны все слухи и сплетни, которые сопровождали Леонтьева: его катастрофическое равнодушие к прекрасному женскому полу.

О личной жизни Леонтьева известно мало, он никогда не был женат и не обзавелся детьми, и этот факт биографии еще сильнее воспалял воображение его студентов и коллег.

«Две невероятно ярких звезды нынешнего времени Владимир Машков и Евгений Миронов – выпускники Табакова и Леонтьева.

Миронова и Леонтьева я увидел на основной сцене в тогда самой шумной постановке Москвы – Рэй Куни, «Номер 13». Спектакль, на который рвалась Москва, и не только из-за авантюрного сюжета: эта спевшаяся парочка Леонтьев и Миронов творили чудеса актёрской игры, комедийного дара и акробатики» (с)

Читая его биографию, в глаза бросается факт: Леонтьев умел «дружить» и работать с выгодными людьми.

С Никитой Михалковым у них прекрасные отношения еще с 80-х, а ведь Никита Сергеевич славится своим сложным характером, у него нет друзей в индустрии, и даже единственный его бывший настоящий «друг», каскадер Николай Ващилин, прекратил общение с мэтром и дал большое обиженное интервью об их дружбе незадолго до своей смерти.

Но не Леонтьев – он был слишком умен, чтобы держать дистанцию, не слишком сближаться и не переходить личных границ, а использовать хорошие отношения в нужные для себя моменты.

В 1979 году Авангард знакомится с Никитой Михалковым и получает от него роль Алексеева в фильме «Несколько дней из жизни Обломова». Потом Авангард Николаевич еще не раз снимется у Никиты Сергеевича в фильмах («Очи черные», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник» и «Солнечный удар») и будет с ним сотрудничать по необходимости.

Несмотря на отсутствие спутницы жизни, Леонтьев никогда не чувствовал себя несчастным. Карьера, подмостки, съемки, студенты, спектакли – его жизнь всегда была бурлила через край так, что позавидуют любые прилежные семьянины. Леонтьев по сей день, в свои без трех лет 80, любит проводить время в кругу родных, занимается воспитанием внучатых племянников.

Интервью он дает редко. Вот интересные цитаты из его интервью «Театральной афиши» от 2007 года.

О разнице между студентами 70-х гг и 00-х гг:

«Разница – в падении культуры. Жизнь сломалась, и это ударило по культуре. Они знают меньше, почти не читают, эрудиция слабее, мышление отстает, но как ни старался двадцатый век затоптать талант, а он выживает. Приходят такие же одаренные дети, которым их талант покоя не дает.

Они так же страстно стремятся освоить профессию, их так же можно впрячь в работу, заставив забыть обо всем. Как говорил Аркадий Райкин, «сцена ревнива»; если на ее алтарь ты не положишь все свои возможности, то она отомстит тебе» (с)

О том, рад ли он успехам своих учениц – Олеси Судзиловской, Ирины Апексимовой, Анастасии Заворотнюк:

« — Они молодцы, сумели показать, на что способны, и тут дело не только в профессиональной оснащенности, а и в человеческой жизнеспособности. Все, кто добивается успеха, являются подлинными авторами этого успеха. Мы лишь пытались им объяснить, что они должны бороться за себя.

Все это слышали, но, может быть, не все услышали, а из тех, кто услышал, может быть, не всем хватило силы воли добиться успеха» (с)

Оцените статью
Воспитал плеяду актеров, а за спиной его обсуждали и боялись: почему вокруг Авангарда Леонтьева всегда был флер почтения и трепета
«Я понимаю, по какой причине россияне всегда побеждают»: как американцы отзываются о картине «Брат-2»