Время отдыха с субботы до понедельника

Был такой советский писатель – Юрий Маркович Нагибин (1920-1994). Не диссидентствовал, но и перед властью не заискивал, единственным его экстравагантным поступком в жизни стал брак с поэтессой Беллой Ахмадулиной.

Писал очень хорошую для своего времени прозу и вполне достойные киносценарии («Председатель», «Дерсу Узала»).

По мотивам его рассказа «Терпение» режиссер Игорь Таланкин («Звездопад», «Чайковский», который был номинирован на премию «Оскар») в 1984 году снял фильм «Время отдыха с субботы до понедельника».

И это безусловный шедевр позднего советского кинематографа.

Обеспеченная семья Скворцовых совершает круиз выходного дня по маршруту Ленинград – остров Валаам – Ленинград.

Сверкающий огнями теплоход несет по водной глади директора института Алексея (Владислав Стржельчик, ведущий актер товстоноговского БДТ), его жену-научного работника Анну (Алла Демидова, прима театра на Таганке времен его расцвета) и двух их великовозрастных детишек.

В общем, типичные «советские буржуа», привыкшие к комфортной жизни, заграничным командировкам, у которых, казалось бы, проблем нет вовсе.

Пока молодежь развлекается в баре, родители ведут задушевную беседу о жизни. А точнее – ссорятся. И очень быстро выясняется, что причиной их ссоры являются не мелкие бытовые неурядицы, а тотальное непонимание друг друга.

Анна двадцать пять лет замужем за Алексеем, но мужа не любит и до сих пор мучительно страдает по Павлу, пропавшему без вести во время войны.

Алексей эти двадцать пять пытается заслужить любовь Анны и во время круиза окончательно понимает, что все его усилия напрасны.

Конечно, для того, чтобы передать всю многослойность и трагичность этих взаимоотношений, требовались актеры экстра-класса, такие как Стржельчик и Демидова, и режиссер Таланкин в выборе не ошибся. У обоих это лучшие их роли в кино.

На следующее утро Анна отправляется посетить знаменитый Валаамский монастырь, где случайно встречает любовь всей своей жизни Павла, выжившего на войне, лишившегося обеих ног, который работает завхозом в местном доме инвалидов.

Почему-то считается, что последней значительной работой Алексея Баталова в кино была роль Гоши в фильме «Москва слезам не верит». Это не так, настоящее прощание Мастера со зрителем произошло именно в фильме Таланкина.

Его передвигающийся на протезах Павел – живое олицетворение «эха войны». Человек, не сломавшийся от жизненных невзгод, сумевший найти свое место в жизни, пусть и вдали от цивилизации.

Его монолог-обращение к Анне, когда он наотрез отказывается от её предложения возвращаться вместе в Ленинград – драматургическая кульминация фильма.

Над фильмом «Время отдыха с субботы до понедельника» работала невероятно талантливая команда. Операторы: Павел Лебешев, снявший все лучшие фильмы Никиты Михалкова, и Георгий Рерберг («Зеркало», «Здравствуйте, я ваша тетя»).

Музыка написал совсем молоденький тогда рокер Вася Шумов (группа «Центр»). Блестяще в коротком эпизоде сыграла Нина Ургант. Её пронзительный монолог о блокадных детях, замерзших на льду Ладожского озера, переворачивает душу.

В этом фильме относительно мало действия и много разговоров. И это здорово!

Оцените статью