«Все любят мою Анфиску из «Девчат», а для меня эта картина полна боли» — Светлана Дружинина о том, как снимали культовую кинокартину

85-летняя Светлана Дружинина некогда писала в своём инстаграме о том, что зрители очень полюбили её Анфиску из кинокартины «Девчата», в то время как она вспоминает этот фильм с болью. По её словам, его снимали  в атмосфере недоброжелательности, созданной Николаем Рыбниковым, сыгравшим главного героя.

Спустя год после выхода картины, Юрий Чулюкин  сознался, что выбирать актрису на роль Анфисы было непросто — все сопровождалось интригами, обидками. А все оттого, что после Николай Рыбников заявил журналистами, что его, мол, обманули, когда позвали  на роль Ильи Ковригина. Якобы условие его участия не было соблюдено, потому что на роль Анфисы он просил взять свою жену Анну Ларионовну. Режиссёр якобы обещал артисту, что всё сделают так, как Николай попросил. Однако потом он узнал, что был утверждён на роль Ильи, тогда как Анфису будет играть другая.

Конечно, редактор «Советского экрана» испугался печатать такую скандальную информацию. Её напечатали позже, в конце восьмидесятых и в другом издании. Но понять негодование Рыбникова на съёмках было можно. Подобное позже рассказывала и исполнительница главной роли Надежда Румянцева.

На роль Анфисы претендовали несколько актрис, среди которых были Алла Ларионова, Клара Лучко, Руфина Нифонтова, а чуть позже и Наталья Кустинская. Каждая из них имела вескую причину, чтобы не оказаться в этой роли. Ларионова, например, была чересчур элегантна и строга для простой телефонистки на забытом богом лесоповале.

Но Рыбников не хотел ничего брать в расчёт, и когда понял, что Ларионовой в фильме не будет, пошёл к Владимиру Николаевичу Сурину просить за жену. Но тот отказался вмешиваться в творческий процесс отбора актёров, хоть Николая Рыбникова очень любил и уважал. В тот год (1960) он готовился принять назначение на должность министра культуры и поэтому сторонился любых разборок и скандалов. Но в итоге министром назначили Фурцеву, а он так и остался директором «Мосфильма».

Роль у Дружининой получалась сразу и хорошо. И когда был отснят первый рабочий материал, члены худсовета стали сомневаться в том, что Светлана подходит на эту роль. Появилось общее мнение, что Светлана Дружинина слишком хороша для роли Анфисы. Как выразился один из членов худсовета, ну не может нормальный молодой мужик променять такую красавицу на взбалмошную низенькую повариху в лице Румянцевой. В это просто не поверит большинство зрителей-мужчин. С ним согласились и остальные члены совета. В итоге решили Дружинину заменить на менее эффектную актрису. Причем было решено поблагодарить Дружинину и выплатить ей все причитающиеся денежные компенсации, так как лично к ней претензий не было, а это, скорее была ошибка режиссёра и самих членов худсовета во время утверждения актёров.

Но тут выступил против художественный руководитель картины Юлий Райзман. Он сказал, что с Дружининой снято уже треть экранного времени, и поэтому будет не по-хозяйски разбрасываться народными деньгами. Дружинина участвовал почти во всех коллективных сценах в общежитии и переснимать их с другой актрисой будет очень трудозатратно. Он сказал, что разделяет опасения худсовета на эту тему, но предлагает другой выход. Во-первых, надо убрать из уже отснятых материалов все крупные планы актрисы, а также планы с её фигурой и ногами. Во-вторых, впредь гримировать актрису нужно более сдержанно, не выпячивая её красоту. Доводы Райзмана были убедительными, да и спорить с лауреатом шести сталинских премий опасались. В итоге актрису оставили в фильме с учётом этих замечаний.

Но Николай Рыбников до конца работы над фильмом относился к Румянцевой и Дружининой с нескрываемым раздражением. Наверное, поэтому сцены фильма, в которых Илья и Тося ссорились, получались естественными, а вот редкие романтические кадры были натянутыми и неискренним.

Как заметили не только критики, но и многие зрители, в глазах у Рыбникова не было любви ни к Тосе, ни к Анфисе, хотя по сюжету она должна была быть.

Тем не менее фильм замечательный и заслуженно входит в Золотой фонд отечественного кино.

Источник

Оцените статью
«Все любят мою Анфиску из «Девчат», а для меня эта картина полна боли» — Светлана Дружинина о том, как снимали культовую кинокартину
Потухший взгляд, как у бабушки. Новое фото Высоцкой вызвало волну обсуждений в Сети