За границей она многое себе позволяла из того, что строго порицалось в СССР

Часто она представляла за границей ленты, в которых не играла даже в эпизоде, а те, кто в фильме снимался, оставались в Союзе…

Какая она? Во!

Эта актриса сыграла в четырёх десятках картин, но главных ролей было всего две, однако зритель навсегда запомнил её по одной коротенькой роли и кричащей фразе: «Не виноватая я! Он сам пришёл!», которая стала крылатой на все времена. Эта роль стала и визитной карточкой актрисы Светланы Светличной, и её проклятием на всю жизнь. Так бывает, что количество крупных планов на экране никак не влияет на качество народной любви. Это происходит тогда, когда любовь возникает с первого взгляда и навсегда. Красоту Светличная называла наказанием для актрис, а себя считала талантливее, чем про неё думали.

Детство

Светлана появилась на свет 15 мая 1940 года в Ленинакане (сегодня – Гюмри) в 120 км от Еревана. Отец, Афанасий Михайлович был военным контрразведчиком, во время войны служил в Смерш, мама, Мария Фёдоровна, занималась домом и воспитывала троих детей: у Светы был старший брат Валерий, и младший – Олег. Мама была большой модницей, и научила дочь одеваться. Иногда это было даже вызывающе: Светлана одна из первых в Москве надела мини-юбку. Отец из Германии привёз много трофеев, и Мария Фёдоровна щеголяла в платьях немецких бюргерш.

Отца часто переводили с места на место, и самые яркие детские воспоминания Светланы – вечные переезды, станции и полустанки, скудный быт военных городков, офицерские общежития, где «на 38 комнаток всего одна уборная», да и та во дворе. В школу Света пошла в захолустной Ахтырке в 80 км от Сум, в одной школе она училась не больше двух лет, и аттестат зрелости получила на самом западе страны в прусском Тильзите, то есть, Советске в 120 км от Калининграда. (В Тильзите 25 июля 1807 года на середине реки Неман императоры Франции Наполеон и России – Александр I подписали мирный договор, продлившийся, правда, всего пять лет).

ВГИК

Звучное имя Светлана выбрала дочери мама, которая сама хотела стать актрисой, но из-за постоянных скитаний не вышло. Мечты об артистической карьере мама передала дочери, и если там, где они жили в данный момент, был театральный кружок, Света обязательно туда записывалась, и не пропускала ни одной репетиции. Мама помогла Свете подготовиться к экзаменам, разучивала с ней разные литературные произведения. Отца перевели в Мелитополь, и год Светлана провела там.

В 1959-м она поехала в Москву поступать во ВГИК. Перед прослушиванием девушка попала под сильный дождь, в аудиторию вошла мокрая, короткие волосы торчали в разные стороны, великий режиссёр Михаил Ромм, только взглянув на неё, назвал воробушком, и сразу взял в свою мастерскую.

Первые роли в кино

Уже на первом курсе Михаил Калик пригласил Светличную в свой дебютный фильм «Колыбельная», но там роль у неё была очень маленькая, и в титрах она себя не увидела, зато увидели родители, а бабушка рассказывала соседям во дворе, что её внучка Светка теперь артистка. Через 10 лет Калик снял Светличную в главной роли одной из новелл своей скандальной картины «Любить…», но в то время её мало кто увидел. В 1991-м Калик снова пригласил Светличную в фильм «И возвращается ветер». Там она была камео, то есть, играла саму себя, и в титрах её снова не включили, может, потому, что все и так знали, кто это.

Первый брак

В 1959-м вышел гениальный фильм Григоря Чухрая «Баллада о солдате», собравший на разных кинофестивалях больше сотни призов. Светличная посмотрела ленту несколько раз, сперва как простой зритель, потом как будущий профессионал, каждый раз заливалась слезами, и влюбилась сначала в картину, а потом и во Владимира Ивашова, игравшего главную роль солдата Алёши Скворцова.

Впрочем, и в том, и в другом она была не одинока: по Ивашову сохла добрая половина советских, да и не только советских женщин. Ивашов был на год старше Светличной, на время съёмок он брал «академку», а когда вернулся, попал на тот самый курс Ромма, где училась Светлана. Когда он вошёл в аудиторию, и преподаватель – хотя это было совершенно лишнее – его представил, Светлана была просто ошеломлена тем, что ей посчастливилось учиться с человеком, который для неё был просто прекрасным принцем. Она, не москвичка, всю жизнь скитавшаяся по окраинам страны, была уверена, что столичные жители обитают во дворцах, или, хотя бы, в огромных квартирах в сталинских высотках с паркетом, стеклянными дверями и огромными люстрами.

А тут ещё на голливудский манер про Ивашова сняли фильм, в котором он, одетый как денди лондонский, выходил из якобы собственной «Волги», и взбегал на ступени ВГИКа. Никакой «Волги» у него тогда не было, да и одевался он в обычных магазинах. Когда Ивашов сказал Светлане, что любит её, и привёл в маленькую комнатку в коммуналке, где он жил с родителями и младшей сестрой, она решила, что это шутка, и что так он проверяет её чувства. Но ей и в самом деле нужен был он, а не московские хоромы. Они расписались, в 1961-м родился сын, которого назвали как героя звёздной картины отца. Чуть позже им дали их первую отдельную квартиру. Владимир был очень спокойный, уравновешенный, рассудительный, а Светлана, наоборот, взрывная, временами даже взбалмошная, но, живя рядом с таким человеком, со временем она свой темперамент поумерила.

«Им покоряется небо»

Пробы на картину «Им покоряется небо» проходили рядом с ВГИКом на киностудии им. Горького. Когда Татьяна Лиознова утвердила Светличную на главную роль, Светлана спросила разрешения у своего мастера, и тот сказал, что если зовёт Лиознова, сниматься надо не раздумывая.

Контакта с уже звёздным Николаем Рыбниковым, с которым Светличная должна была играть любовь, не получалось: он только на экране был обаятельным рубахой-парнем, а в жизни – холоден и неприступен. Лиознова попросила приехать жену Рыбникова ещё одну звезду Аллу Ларионову, и та объяснила мужу, что это просто работа, и ему вовсе не обязательно на самом деле влюбляться в партнёршу. Светлана играла жену лётчика Нину Колчину, потерявшую любимого мужа и отца их дочери.

Прототипом главного героя был Алексей Гринчик, разбившийся при испытании первого советского турбореактивного истребителя МиГ-9. Кто-то сказал Светличной, что в горе человек худеет, и она неделю жила на одной воде. Картина имела большой успех, её послали на фестиваль фильмов об авиации в Довиль, где он взял первую премию, а Ромм засчитал Светличной эту картину в качестве дипломной работы.

После ВГИКа Светличная и Ивашов пришли в труппу Театра-студии киноактёра. За четыре года она играла Катюшу Маслову в спектакле «Воскресение» и Анну Каренину по Льву Толстому, Элизабет Проктор в «Салемских ведьмах» по Артуру Миллеру. Ивашов на сцену практически не выходил, и позже они оба жалели, что не пошли в настоящий театр – возможно, тогда бы жизнь у них сложилась по-другому.

«Застава Ильича»

В 1964-м у известного режиссёра Марлена Хуциева в «Заставе Ильича» Светличная играла в эпизоде свою тёзку Светлану, которая на молодёжной вечеринке вдруг неожиданно, и вроде бы даже не к месту запела: «Ох, кого люблю, не дождуся…»

«Стряпуха»

В фильме Эдмонда Кеосаяна «Стряпуха» Светличная сыграла свою вторую и последнюю главную роль темпераментной, но строптивой казачки Павлины Хуторны, к которой подкатывал комбайнёр и гармонист Андрей Пчёлка в исполнении Владимира Высоцкого, но она выбрала другого комбайнёра Степана Казанца, сыгранного Иваном Савкиным. Чтобы поправиться и в упитанности не уступать настоящей казачке, Светлана пила пиво, ела халву. Снимали фильм летом 1965 года в станице Некрасовская Краснодарского края. Жара там стояла африканская, а жила съёмочная группа в настоящих куренях безо всяких удобств. Светличной довелось скакать на лошади вообще без седла. Это было больно, но она справилась.

После «Стряпухи» Светличная играла вместе с мужем в «Герое нашего времени» у Станислава Ростоцкого. На роль контрабандистки Ундины её как раз Ивашов и пристроил. У них потом было ещё две общие картины: в «Новых приключениях неуловимых» у Кеосаяна Ивашов играл поручика Перова и замечательно спел «Русское поле», а у Светличной была совсем небольшая роль, и в картине «День гнева» у Суламбека Мамилова.

«Бриллиантовая рука»

Весной 1968-го Светличная снималась в новой комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Её коварная и расчётливая обольстительница, представившаяся Анной Сергеевной, должна была напоить и усыпить главного героя недотёпу Семён Семёныча Горбункова. Гайдай планировал на эту роль не менее яркую Клару Лучко, но на даму с пониженной во всех смыслах социальной ответственностью в тот момент лучше подошла Светличная.

Режиссёр видел героиню одной, а Светличная боялась играть то, что он хочет. Гайдаю не нравилось, как Светличная работает, и короткий эпизод, тот самый, где бюстгальтер стреляет, снимали почти пять часов. Она просто стеснялась, и даже попросила осветителей, сидящих на лесах, спуститься вниз, чтобы не видели её полуобнажённой. Светличная думала, что этот фильм изменит её судьбу, но вышло наоборот: она стала заложницей этого типажа, большие глубокие драматические роли ей почти не предлагали, опасаясь загубить картину.

Через год после «Бриллиантовой руки» вышел фильм Валерия Ускова и Владимира Краснопольского «Неподсуден», где Светличная играла стюардессу Вику, безответно влюблённую в командира самолёта Сергея Егорова, которого играл Олег Стриженов. Фильм серьёзный и очень хороший, но когда в кадре появлялась Светличная, так и хотелось крикнуть: «Не виноватая я! Он сам пришёл!»

*

Она представляла за границей киноленты

Киночиновники, несмотря на неоднозначную репутацию Анны Сергеевны, сделали Светличную лицом советского кино и витриной Советского Союза, благодаря чему она объехала полсвета. Часто она представляла за границей ленты, в которых не играла даже в эпизоде, а те, кто в фильме снимался, оставались в Союзе.

Всё это, конечно, любви коллег Светличной не добавляло: в то время выезд даже в соцстрану, не говоря уже о капиталистической, был для большинства советских людей огромным праздником, который мог случиться лишь раз в жизни. А Светличная, наоборот, зная, что её посылают на очередной кинофорум, отказывалась от ролей. За границей она, не обращая внимания на замечания «искусствоведов в штатском», многое себе позволяла из того, что у зарубежных звёзд было в порядке вещей, но строго порицалось в СССР.

На фестивале в мексиканском Акапулько Светлану прилюдно поцеловал в щёчку журналист из ФРГ. В советских газетах написали о недопустимо вульгарном поведении актрисы, а уж какие слухи после этого пошли… У многих вызывали лютую зависть и даже злобу заграничные наряды, в которых Светличная напоказ щеголяла после каждой поездки.

Говорят, увидев Светличную на кинофестивале в Венеции, великий итальянский режиссёр Лукино Висконти очень хотел снять её в своей картине, но советское начальство встало стеной и за границу Светличную не выпустили. В то же время Татьяна Самойлова с благословения того же начальства несколько месяцев снималась за границей и за валюту в картине Михая Семеша «Альба Регия», правда, в социалистической Венгрии.

Супружеская ревность

Светличная была уверена, что муж ей верен, и при этом простит ей всё, потому, что она для него самая лучшая. Они много работали, часто разъезжались на съёмки, и всегда с нетерпением ждали встречи. Но слухов и звонков «доброжелателей» становилось всё больше, всё чаще стала звучать конкретная фамилия, стали поговаривать, что Светлана благожелательно принимает его ухаживания.

Владимир мрачнел, но и жена не могла не замечать, что чем дальше, тем больше женщины буквально виснут на Ивашове, а он их не гонит. К супружеской ревности добавилась ревность творческая: Ивашов больше снимался, часто уезжал в киноэкспедиции, правда, писал оттуда жене нежные письма. В званиях он тоже жену опережал: ему Заслуженного РСФСР дали в 1969-м, а Светлане только через пять лет, он Народным стал в 1980-м, а она так и осталась заслуженной… И вот настал момент, когда казалось, что брак, который многие считали идеальным, рушится окончательно. Спас их отношения сын, родившийся через 11 лет после Алексея. Назвали его Олегом в честь брата Светличной.

«Семнадцать мгновений весны»

Через 10 лет после первой встречи Лиознова пригласила Светличную играть влюблённую в Штирлица журналистку Габи Набель в культовом телесериале «Семнадцать мгновений весны». Этого персонажа в романе Юлиана Семёнова не было. Мы ещё спорили, спал с ней Штирлиц, или после пронзительной сцены в кафе «Elephant» остался до конца верен жене. Но и после этой очень хорошей роли Светличную на большие работы не звали.

«Место встречи изменить нельзя»

В 1979 году Станислав Говорухин снял Светличную в небольшой роли Нади, сестры убитой Ларисы Груздевой в не менее культовом сериале «Место встречи изменить нельзя». Говорят, что Говорухину Светличную предложил Высоцкий.

Уход из театра

В конце 80-х в Театре-студии киноактёра начались пертурбации: он менял название и подчинённость, а, значит, и источники финансирования. Потом начался «спор хозяйствующих субъектов» за дорогущее здание на Поварской. Новые спектакли ставить было некому, за работу актёрам и раньше-то платили мало, а в условиях неразберихи зарплата стала совсем мизерной. Ивашов и Светличная в склоке принимать участия и занимать чью-то сторону не хотели, и через три года мучений из театра ушли. О том, чтобы что-то скопить на чёрный день, они не думали, и порой денег не было даже на оплату их маленькой двухкомнатной квартиры. Алексей к тому времени женился и жил своим домом, а младший сын остался с ними.

В 90-е работы не стало у обоих. Некоторое время Ивашов зарабатывал концертами: он прекрасно пел, работал на телевидении ведущим программы о русском романсе, когда не стало и этой работы, он пошёл разгружать вагоны, работал на стройке простым рабочим. Светлана сидела дома и пыталась накормить сына и мужа на те гроши, которые он приносил. Потом она стала подрабатывать дворником в том доме, где они жили

Уход мужа

23 марта 1995-го Светличная осталась одна: накануне Ивашова на «скорой» привезли со стройки в больницу, но там доктора ошиблись с диагнозом, сделали не ту операцию. Светличная рассказывала, что на 40-й день он пришёл к ней, сел в любимое кресло, положил, как делал всегда, руки между ног, грустно улыбнулся, простился, и ушёл навсегда.

Второй брак

Через три года Светличная ненадолго стала женой поэта и художника Сергея Смирнова-Сокольского, который был младше её почти на 20 лет, а потом снова осталась одна, но на мужчин внимание по-прежнему обращала.

В начале 2000-х Светличную вновь стали звать в кино, хотя и на небольшие роли. Она стала заметным медийным персонажам, часто появлялась в различных телешоу. Её визитной карточкой стали широкополые шляпы и шляпки вообще без полей, которые очень ей шли.

«Богиня: как я полюбила»

В 2004-м в свой второй режиссёрский фильм «Богиня: как я полюбила» Рената Литвинова взяла Светличную без проб. Она сыграла маму-призрака, а Литвинова, игравшая главную роль, была похожа на Светличную, как дочь бывает похожа на мать.

Олег не хотел жить в Москве, и уехал в дом на Волге, который родители купили давно, когда ещё были работа и деньги. В 2006-м при загадочных обстоятельствах он в этом доме погиб. Прощаясь, Светлана пообещала ему бросить курить, и бросила.

В 2019 году Светличная сыграла камео в фильме Евгения Бедарева «Беловодье». Это была её последняя картина.

16 ноября 2024 года Светлана Светличная умерла. Ей было 84 года.

Оцените статью
За границей она многое себе позволяла из того, что строго порицалось в СССР
«Копия Примадонны»: MARUV предстала перед поклонниками в новом стиле