Зачем Рязанов снял биографию Андерсена, и почему зритель не принял фильм

Фильмы Эльдара Александровича Рязанова, снятые в Советском Союзе, существенно отличаются от того, что режиссер создал в современное время. Он как будто потерял ориентиры и не мог найти точку опоры, от которой отталкиваться раньше.

При этом Рязанов сохранял навыки талантливого режиссера. Его «Предсказание», «Привет, дуралеи!» или «Ключ от спальни» могли не нравиться значительной части аудитории. Но спорить с тем, что каждый из этих фильмов снят настоящим мастером, вряд ли имеет смысл.

Здесь и умелая режиссерская работа, и прекрасные роли, и музыкальное сопровождение на высоте. Но вот с актуальностью темы и сценариями к этим фильмам все уже не так хорошо, как это было в советские годы.

Так, к сожалению, произошло и с фильмом «Андерсен. Жизнь без любви», который стал последней художественной работой Эльдара Александровича, снятой в год 200-летия писателя.

Кто будет спорить с тем, что Сергей Мигицко талантливый и яркий актер? Но вот интересны ли широкому зрителю перипетии личной жизни великого сказочника, да еще и растянутые на три часа экранного времени?

Статистика по сборам говорит, что интересна эта история далеко не всем. При бюджете в 12 миллионов долларов «Андерсен. Жизнь без любви» собрала всего 130 тысяч долларов в прокате, включая продажу DVD.

А ведь Рязанов приложил массу усилий, чтобы снять этот фильм и вывести его в массы. Сначала он лично разговаривал с крупными предпринимателями по поводу финансирования проекта. И позже говорил о том, как это сложно художнику заниматься вопросами совсем не творческого плана.

Потом Рязанов договаривался с руководством Первого канала по поводу показа нового фильма. Для этого ему пришлось снять довольно проходную музыкальную киноленту «Карнавальная ночь. 50 лет спустя», которая сильно уступает оригиналу. Получился такой капустник не на все времена, который показали по центральному телевидению.

И вот, в итоге на экраны в 2006 году вышел фильм, посвященный биографии датского сказочника, красной линией в котором проходит тема его отношений с главными женщинами в его судьбе – оперной дивой Дженни Линд и дочерью адмирала Хенриеттой. Он стремился заполучить любовь каждой из них, но успеха в этом деле не имел.

А теперь подробнее о том, что здесь не так. Рязанов довольно убедительно перенес на экран тот сумбур, в котором жил Андерсен, и достойно оформил эту атмосферу музыкальным сопровождением.

Также можно смело похвалить костюмы и декорации, которые соответствуют исторической реальности. Да и мультипликационная вставка помогает зрителю окунуться в атмосферу сказочности. За это тоже спасибо.

А теперь перейдем к ролям и сюжету. Здесь есть к чему придраться. Сергей Мигицко вполне неплохо представил на экране Андерсена, но его образ выглядит незавершенным. Личность писателя была шире, чем в фильме. Поэтому получилось несколько неубедительно.

Мигицко здесь уверенно переигрывает Алена Бабенко в роли Генриетты Вульф, что вызывает диссонанс. И это не вина исполнителя главной роли, это сценарная недоработка.

Йенни Линд в лице Евгении Крюковой не хватает убедительности в описании чувств к главному герою. Зато убедительны Вячеслав Тихонов и Олег Табаков, но у них совсем немного времени для общения со зрителем.

Как и, допустим, у мамы и бабушки сказочника, а вот отца вообще не показали. Хотя достоверно известно, что писатель любовь и уважением к отцу пронес через всю жизнь. Тем временем, героя Валерия Гаркалина наоборот слишком много на экране.

Теперь, собственно, о сценарии. Многие реплики размыты, и поэтому кажутся лишними (хоть и важны для сюжета), сестра писателя вдруг оказалась проституткой, есть неприглядные черты и у матери, хотя в реальности, судя по источникам, оба эти факты недостоверны.

Кроме того, Эльдар Рязанов нарушил хронологический порядок действия, что пошло не на пользу растянутого по времени и монотонного по содержанию фильма. Отталкивает и сексуальный подтекст в сюжете.

Зритель видит, что писатель был девственником, и этот факт в фильме играет едва ли не большую роль, чем отсутствие взаимной любви в его жизни. Зачем же раскрывать любовные драмы Андерсена столь вульгарно?

Что мы имеем в итоге: отличная картинка, оригинальные технические решения, прекрасный актерский состав, с одной стороны. И невнятный сюжет со сдвинутыми акцентами, затянутость, монотонность, с другой. И ощущения сказки из-за этого почувствовать не удалось.

Оцените статью
Зачем Рязанов снял биографию Андерсена, и почему зритель не принял фильм
Не стало стилиста Романа Смирнова, работавшего с Ольгой Бузовой, Анфисой Чеховой, Екатериной Гусевой и другими звездами