Она нечасто снималась в кино, однако в 1960–1970-е годы трудно было найти актрису, которая была столь же популярна, как Зоя Зелинская. Она играла пани Терезу в «Кабачке «13 стульев», и стоило ей появиться на улице, как актрису тут же окружала толпа поклонников. Впрочем, кавалеров у неё хватало и до «Кабачка», и после.
Мужчины были готовы жениться на ней после первого же свидания, но она была очень требовательна. А потом Зоя Зелинская поразила всех — приняла первого мужа в свою вторую семью.
С мечтой о сцене
Зоя Зелинская (девичья фамилия Ющук) мечтала быть актрисой, хотя к этому, казалось, никаких предпосылок не было. Родители её были далеки от искусства, отец служил в Моссовете, заведовал транспортом, лишь один родственник был артистом цирка, но цирк в качестве профессии саму Зою не привлекал, хотя на представлениях она бывала с удовольствием.
Семья жила в двухкомнатной квартире в Шмитовском переулке, которую отец выбрал только из-за балкона. Впрочем, когда девочке было 10 лет, они все уехали из Москвы. Одного из родных отца арестовали, а его самого, инженера-дорожника, репрессии, к счастью, не коснулись, но за год до войны его отправили на Колыму строить дорогу.
Это было очень серьезно, в случае нарушения сроков сдачи последствия могли быть самые печальные, а работали на строительстве в основной массе осужденные. Отец же терпеть не мог несправедливость и, несмотря на опасность, узнав о том, что осужденным, работавшим на стройке, не выдают многих положенных вещей, добился справедливого расследования, и начальника лагеря осудили за воровство.
Во время войны стройка продолжалась, а Зоя вместе с ровесниками работала на золотых приисках, это был личный трудовой фронт подростков. К счастью, дорога была сдана в срок, и за год до Дня Победы семья вернулась в Москву.
Зоя обожала танцевать, и мама записала её в балетную студию. Она была очень активным ребенком, принимала участие во всех школьных мероприятиях, где ее заметили и пригласили работать манекенщицей в Дом моделей.
А еще Зоя прекрасно пела и успевала брать уроки вокала, она собиралась поступать в ГИТИС на факультет актеров музыкальных театров. Студенткой талантливая выпускница стала с первой же попытки, училась на курсе Андрея Гончарова у талантливого педагога Марии Максаковой.
А после окончания института она пришла в труппу Театра Сатиры, где прослужила 70 лет. Она же привела туда и своего мужа Георгия Зелинского, с которым вместе после создавала легендарный «Кабачок «13 стульев».
Поворот судьбы
На самом деле у Зои всегда было множество поклонников. Яркая красавица с горделивой осанкой неизменно привлекала внимание представителей сильной половины человечества, она не раз получала предложения руки и сердца после первого же свидания, но голову она никогда не теряла. В юности она была влюблена в Никиту Курихина, будущего режиссера и сценариста, и собиралась с ним расписаться.
Однако незадолго до свадьбы вдруг появилась девушка, утверждавшая, будто родила ребенка от Никиты. Сам он категорически от всего отказывался, но Зоя выяснила, что девушка, родственница второго мужа матери Никиты, приезжала поступать в Москву и останавливалась у Курихина, так как он жил один.
А потом она уехала домой в Среднюю Азию и на самом деле родила ребенка. Зоя тут же дала отставку жениху и отменила свадьбу. Все мольбы Курихина о прощении остались безответными.
В студенческие годы она познакомилась с Георгием Зелинским. Возможно, она не вышла бы за него замуж так быстро, однако однажды девушку вызвали в деканат. Выяснилось, что к ней пришли люди из силовых структур, чтобы предложить работу учителем танцев в Академии имени Фрунзе. Второкурсница согласилась, но сказала, что сначала ей нужно узаконить свои отношения с молодым человеком, папа которого – высокопоставленный военный.
Почему-то больше ей работу не предлагали, но Зоя тут же отправилась к Жорику (Георгию Зелинскому) и заявила, что ему срочно надо на ней жениться. Жених не возражал, а на веселой свадьбе вскоре радостно отплясывали два курса ГИТИСа, один – Зоин, второй – Георгия. Главное, что Зоя, общаясь с людьми из органов, не соврала, отец Георгия Зелинского был крупным военачальником, генерал-майором танковых войск, он принимал участие в Гражданской войне, Советско-финляндской и Великой Отечественной.
Когда Зоя Зелинская уже служила в Театре Сатиры, ее муж только заканчивал институт. И распределение ему дали в город Киров. Она даже собиралась уезжать из столицы вместе с ним, но руководство театра, когда она пришла с заявлением на увольнение, тут же нашло место и для него. Георгий Зелинский стал заведующим труппой. А еще он работал на телевидении и, когда ему предложили сценарий новой передачи, он хотел от нее отказаться, ему всё не нравилось.
По его словам, нужно было «экранизировать шутки из польских юмористических журналов», а он в этом видел как-то винегрет, больше похожий на сборник анекдотов. Но супруга сразу загорелась и впоследствии смогла убедить мужа взяться за дело, даже в красках расписывала ему первые эпизоды.
И на экраны вышла программа «Добрый вечер», та самая, из которой впоследствии родился «Кабачок «13 стульев». С мужем Зоя Зелинская прожила 19 лет. А потом она познакомилась с редактором международного отдела газеты «Советская культура» (и сотрудником КГБ под прикрытием) Валерием Ледневым.
Большая любовь
Зоя Зелинская обладала какой-то невероятной женской харизмой. В нее постоянно кто-нибудь влюблялся и делал предложения, несмотря на то, что она своего семейного положения никогда не скрывала, да и с мужем они постоянно появлялись вместе. В нее был влюблен Андрей Гончаров, хотя он был женат.
А когда актриса вышла замуж за Георгия Зелинского, он просто перестал с ней разговаривать, словно не замечал ее среди студентов курса, который вел. Делал ей предложение и Валентин Плучек, когда он еще не был главным режиссером Театра Сатиры. Он на гастролях зашел в номер, где жили Зоя Зелинская с коллегой, и прямо с порога предложил актрисе стать его женой.
Но однажды в жизни Зои Зелинской возник Валерий Леднев. И она без памяти влюбилась. Актриса страшно корила себя за это, но совладать с чувствами так и не смогла. Это была настоящая любовь, и актриса сочла преступлением отказываться от нее. Конечно, у нее состоялся серьезный разговор с мужем, ей было очень тяжело причинять боль человеку, с которым прожила почти 20 лет.
Уже в очень зрелом возрасте актриса признавалась: если бы это был просто флирт, она никогда бы не посмела говорить об этом мужу. Для нее это была катастрофа, но и жить во лжи, обманывая Зелинского, она не хотела. Но супруги расстались мирно, они продолжали дружить и сотрудничать даже после развода.
Во втором браке актриса, наконец, обрела счастье материнства. Она родила сына Сергея в 42 года. По словам Зои Зелинской, никаких проблем со здоровьем у нее не было, она просто не хотела рожать в молодости. Ей хотелось строить карьеру, ездить на гастроли, играть на сцене. И в этой круговерти времени и сил на воспитание ребенка просто не хватало. Но, перешагнув 40-летний рубеж, она поняла, что готова стать мамой. И на свет появился ее единственный сын.
По иронии судьбы, Валерий Леднев ушел из жизни раньше, чем первый муж актрисы. В 1987 году у него случился инсульт, который и привел к смерти. Актриса осталась одна с 15-летним сыном, который очень тяжело переживал смерть отца.
Говорили, будто Георгий Зелинский даже снова делал актрисе предложение и даже хотел усыновить Сергея, но Зоя Николаевна категорически отказалась. Она считала, что сын должен хранить память о своем отце, талантливом журналисте и прекрасном человеке. Да и потребности снова создавать семью актриса не видела.
Георгий Зелинский так больше и не женился, он до конца дней продолжал любить свою Зою. Однажды он серьезно заболел, ухаживать за ним было совершенно некому. И Зоя Николаевна, посоветовавшись с сыном, забрала Георгия Васильевича в свой дом. В этом актриса призналась уже незадолго до своего ухода в интервью. Она ухаживала за Георгием Васильевичем, ей помогал сын, и актриса не видела в этом ничего геройского.
Георгий Зелинский был ее бывшим мужем, но всегда оставался родным человеком. А о близких людях нужно заботиться. Вот она и заботилась. В 2001 году она почувствовала себя вдовой во второй раз, когда не стало Георгия Зелинского. Но до конца своих дней она считала себя виноватой перед ним. И продолжала мысленно просить прощения за причинную когда-то боль. Зоя Николаевна покинула этот мир на 94-м году жизни 29 апреля 2024 года.
Незадолго до своего ухода Зоя Николаевна рассказала о том, что на самом деле происходило при создании «Кабачка «13 стульев» и какие тайны скрывались за кулисами легендарной телепередачи.