Как коллеги спасали роль для Владимира Семёновича, в чём Высоцкий всё-таки превзошёл поэтессу Ахмадуллину и чем они с Ливановым потрясли проводницу поезда.
Заменить Высоцкого
Интересное воспоминание есть у режиссёра Георгия Эмильевича Юнгвальд-Хилькевича. Когда он готовился снимать «Опасные гастроли», он чётко понимал — Жоржа Бенгальского просто обязан сыграть Высоцкий. И никто другой! Но худсовет считал иначе.
«В Высоцком отсутствует героическое начало, у него усталый, грустный взгляд», — объявили Хилькевичу. И выдали список «более подходящих» артистов.
Деваться было некуда — режиссёр организовал пробы и пригласил всех «рекомендованных» актёров. А там — что ни имя, то звезда! Каморный, Тихонов, Лановой, Шалевич…
Каждого из них Георгий Эмильевич честно предупреждал — ребята, вами просто хотят заменить Высоцкого. И артисты включались в «игру» — кто-то просто не приходил на съёмку, кто-то откровенно валял дурака в кадре, кто-то демонстративно являлся с похмелья.
Шалевич, правда, страшно обиделся — но тоже отказался от проб.
В итоге Высоцкий получил свою роль. Родился фильм, который за год посмотрело 87 миллионов зрителей — по тем временам это невероятный показатель.
А в одном я тебя превзошёл
Поэтесса Белла Ахатовна Ахмадуллина вспоминала забавный случай. Однажды Высоцкий собирался к Марине Влади в Париж и пригласил Ахмадуллину с мужем присоединиться. Супруги с радостью согласились.
Поездка выдалась прекрасной — компания жила на небольшой, но живописной улочке Розье, наслаждалась диковинными блюдами местных ресторанов и много гуляла по французской столице. Во время одной из таких прогулок Высоцкий и Ахмадуллина умудрились заблудиться.
— Знаешь, — задумчиво сказал Владимир Семёнович. — А в одном я тебя превзошёл.
— Что ты, ты во всём меня превзошёл! — отмахнулась поэтесса.
— Да нет.
Высоцкий сделал паузу, а потом со смехом продолжил:
— Я здесь ориентируюсь ещё хуже, чем ты!
Голоса
Актёр Василий Борисович Ливанов рассказывал, как они с Высоцким однажды случайно потрясли проводницу. Артисты ехали поездом из Ленинграда в Москву в одном купе.
В какой-то момент вышли покурить в тамбур, и Владимир Семёнович начал рассказывать другу о своей новой идее — написать книгу для детей.
У Ливанова к тому моменту уже был подобный опыт, так что он с энтузиазмом включился в обсуждение. Перекур затягивался, разговор с каждой минутой становился всё громче и эмоциональнее…
Неожиданно Высоцкий заметил, что за ними подглядывают — дверь служебного купе приоткрыта, и из неё высунулась молодая проводница.
— Тебе чего?
Проводница смутилась, но пояснила:
— Я в жизни двух таких голосов не слышала!