Творчество великого русского художника Ивана Билибина знакомо нам с детства. У многих были книжки русских народных сказок, проиллюстрированных Иваном Яковлевичем. Билибину удалось создать уникальный стиль живописи, который вошел в историю искусства под названием билибинский стиль. Художник сочетал традиции русского палеха с современной живописью и техникой графического рисунка, создавая поразительные, узнаваемые картины и иллюстрации.
Однако, даже те, кто неплохо знакомы с творчеством Ивана Билибина, далеко не всегда знают о его тяжелой судьбе, проникнутой любовью к Родине. Эта любовь дорого обошлась Билибину — фактически, художник заплатил за нее своей жизнью.
Ученик Репина
Иван Билибин родился в 1876 году в поселке Тарховка неподалеку от Петербурга. Отец будущего художника был главным врачом госпиталя морского порта в Либаве (ныне — латышский город Лиепая).
В 1888 году 12-летний Иван поступил в Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию. Учился мальчик хорошо, старательно. В 1896 году Билибин закончил гимназию с серебряной медалью.
Заниматься рисованием Иван начал в раннем детстве, а в период обучения в гимназии, в 1895 году он поступил также в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Таким образом, на протяжении года юноша обучался сразу в двух учебных заведениях. Рисовальную школу Билибин закончил в 1898 году.
22-летний молодой художник страстно желал учиться у лучших мастеров. В 1898 году он пришел на поклон к выдающемуся русскому живописцу Илье Ефимовичу Репину. Репин благодушно встретил юного коллегу, с интересом посмотрел его работы и даже согласился взять его в свою школу-мастерскую под патронажем княгини Марии Тенишевой. Впоследствии Иван Билибин исключительно высоко оценивал вклад Репина в свое художественное развитие, называл себя учеником Ильи Ефимовича.
Художник русской сказки
В 1899 году произошло событие, которое кардинальным образом изменило судьбу Билибина. Коренной петербуржец, горожанин от мозга костей случайно оказывается в деревне Егны Весьегонского района Тверской губернии и по независящим от него обстоятельствам застревает на некоторое время в этой живописной тмутаракани.
Именно здесь Билибин создает свои первые иллюстрации в ставшем впоследствии знаменитым «билибинском стиле». Первой сказкой, которую проиллюстрировал Иван Яковлевич, стала «Сказка об Иван-Царевиче, Жар-птице и о Сером волке».
В 1902 году Билибин по направлению этнографического отдела Музея Александра III отправляется на Русский Север. В Архангельской, Олонецкой, Вологодской губерниях художник активно изучает деревянную архитектуру, все сильнее проникаясь древнерусской культурой.
Параллельно с этнографической работой, Иван Яковлевич много рисует. Он иллюстрирует сказки, былины, создает проекты декораций к театральным постановкам.
В 1904 году он завершает серию иллюстраций к шести русским народным сказкам, а также к сказкам Александра Сергеевича Пушкина. Именно эти работы ввели Билибина в первый ряд русских художников, обессмертили его имя.
В 1909 году в театре Зимина с аншлагом проходит премьера оперы «Золотой Петушок». Своим успехом спектакль был обязан, в том числе, Билибину, по эскизам которого была оформлена сцена и пошиты костюмы актеров.
Сотрудничество Билибина с театром получилось исключительно плодотворным. Он занимался оформлением таких знаменитых постановок, как «Овечий источник» (Лопе де Вега), «Чистилище св. Патрика» (Кальдерон), «Честь и Месть» (Федор Сологуб).
Кроме того, Билибин активно сотрудничает с прессой: он иллюстрирует произведения, публикуемые в журналах «Золотое руно», «Мир искусства».
Счастье в Крыму
Счастливый период в жизни Ивана Билибина продолжился в Тавриде. Женившись в 1912 году на молодой художнице Рене О’Коннель, Иван Яковлевич приобретает земельный надел в Крыму, на южном побережье. Живописное урочище Батилиман, в котором находилась дача Билибина было местом, давно облюбованным русской интеллигенцией. Здесь уже имели дачи писатели А. Куприн, В. Короленко, Е. Чириков, художник В. Дервиз.
У Билибина и его молодой супруги был небольшой домик с видом на море. К домику был пристроен флигель, в котором Иван Яковлевич оборудовал мастерскую.
Каждое лето, окончив все петербургские дела, Билибин отправлялся в Крым, где проводил три чудесных месяца. В Петербург художник возвращался только осенью. Это время было, пожалуй, самым счастливым в жизни Ивана Яковлевича. К сожалению, оно быстро закончилось.
Темные дни
Февральскую революцию Билибин приветствовал: он прекрасно понимал, что время Романовых во главе России истекло. По заказу Временного правительства Билибин создал эскиз нового государственного герба — двуглавого орла без короны, скипетра и державы. В народе смеялись: «романовского орла ободрали».
Октябрьская революция и приход большевиков стали шоком для Билибина. Самые тяжелые революционные дни художник проводит в Крыму, где на этот раз он задержался на два года, до 1919-го.
Ивану Яковлевичу было чего опасаться. В 1917 году, когда казалось, что большевики пришли ненадолго и скоро будут сметены белыми, он нарисовал карикатуру-плакат «О том как немцы большевика на Россию выпускали». Билибин полагал, что Ленин и компания ему это вполне могут припомнить.
Суровой зимой 1919 года художник оказывается в Ростове-на-Дону, куда пришла Белая армия. Однако, под ударами красных, белые отступают в Новороссийск. В конце зимы 1920 года Красная армия подходит к городу. 21 февраля 1920 года пароход «Саратов» эвакуировал «неблагонадежный элемент» из Новороссийска. Вместе с другими беженцами на борту находился и художник Иван Билибин.
Горечь чужбины
Пароход «Саратов» следовал из Новороссийска в сторону Турции. Однако, турецкие власти, узнав о наличии больных (вероятно, тифом) на борту, запретили высадку на своей территории. Русские плывут в Египет, где английские власти организуют для них временный лагерь.
Билибин, сохранивший некоторые накопления, снимает квартиру в Каире. Художник берет заказы на фрески и панно для богатых египтян и греков, активно изучает историю и искусство Древнего Египта.
В 1925 году Билибин перебирается в Париж. В столице Франции начинается блестящий период карьеры Ивана Яковлевича как театрального оформителя. Созданные им декорации к балету Стравинского «Жар-птица» становятся классикой.
Билибин активно иллюстрирует книги: сборники русских народных сказок, сказки братьев Гримм, восточные сказки.
В отличие от многих русских эмигрантов первой волны, Иван Яковлевич Билибин был успешен за границей: и в творческом, и в финансовом плане. Однако, этот человек органически не мог жить в отрыве от Родины, от своей почвы, от России.
В 1935 году он начинает налаживать контакты с Советами, создает великолепное панно «Микула Селянинович» для советского посольства во Франции. Цель Билибина была очень проста: он хотел вернуться домой.
Возвращение в Ленинград
В 1936 году Билибину наконец-то удается получить разрешение от Советов вернуться на Родину. Теплоход «Ладога» доставляет художника в любимый Санкт-Петербург, который на тот момент давно уже назывался Ленинградом.
Билибин устраивается преподавателем во Всероссийскую Академию художеств, активно иллюстрирует книги, создает эскизы декораций.
В 1941 году грянула война и оказавшийся в кольце Ленинград погибал от холода и голода. 64-летнему художнику предложили эвакуироваться с детьми и женщинами по «Дороге жизни», но художник отказался. Скорее всего, Иван Яковлевич не хотел занимать чье-то место, не хотел отнимать у кого-то шанс выжить.
7 февраля 1942 года великий русский художник Иван Яковлевич Билибин скончался в больнице Всероссийской Академии художеств. Нам же остались многочисленные картины и иллюстрации этого большого Мастера и большого Человека, который всем сердцем любил родную землю.