Запомнилась ролями интеллигентных старушек: на могилу актрисы МХАТа Ирины Гошевой и ее коллеги-мужа без слез не взглянешь

С именем актрисы Ирины Гошевой, о которой сейчас пойдет речь, связан любопытный эпизод.

Когда ставший в последствии знаменитым актером и режиссером Михаил Козаков в 1956 году только окончил Школу-студию МХАТ, он отказался оставаться в Художественном театре.

Потому что был абсолютно не согласен с репертуарной политикой. Постановки казались ему конъюнктурными, одна хуже другой.

А некогда легендарный спектакль «Три сестры» к середине пятидесятых, по мнению Козакова, омертвел. «Трем сестрам вместе минимум лет 150!» – шутил в ту пору начинающий актер. Хотя в этой шутке – доля правды. Ирина Гошева, игравшая 18-летнюю Ирину, годилась Козакову в матери — ей было 45.

Несмотря на вполне успешную карьеру на подмостках (во МХАТ она пришла в 1940 году из Ленинградского театра комедии под руководством Акимова.

В главный театр страны ее лично пригласил Немирович-Данченко), по большому счету, Ирина Прокофьевна Гошева стала известна широкому зрителю только после выхода на пенсию, когда стала довольно много сниматься в кино.

Хотя еще в начале Великой Отечественной войны великий Сергей Эйзенштейн мечтал снять Гошеву в роли Анастасии в своем фильме «Иван Грозный», но актрису отказались отпускать в командировку в Алма-Ату ее театральные начальники.

В итоге роль царицы досталась Людмиле Целиковской.

Вот, что про кинокарьеру Ирины Прокофьевны писал киновед Алексей Тремасов:

Главной работой, по которой её узнавали, была небольшая роль старой учительницы в телевизионной новелле «Волшебная сила искусства», где Гошева выступила партнёршей Аркадия Райкина. По сути она открыла ей дорогу на большой экран. Актрису начали приглашать на небольшие роли интеллигентных пожилых женщин, которых она играла с свойственной ей лиричностью. Наиболее заметные из них: Елена Николаевна («Победитель»), бабушка Андрея («Взрослый сын»), Валентина Георгиевна («Депутатский час»), миссис Клеменс («Женщина в белом»), Полина Ивановна («Петля»), Мари («Осенний ветер»).

Тот же Тремасов рассказывал, что Ирина Гошева всю жизнь прожила в счастливом браке с театральным актером Владимиром Кабатченко.

Романтические отношения пары завязались в Ленинграде. Владимир Владимирович на тот момент был женат и растил маленького сына.

— И всё же решился оставить семью ради новой любви, — сообщает Тремасов. — Кабатченко и Гошева поженились, в 1935 году у них родилась дочь Елена, и в дальнейшем у каждого из них всё складывалось хорошо…

Когда Гошева уехала в Москву, Кабатченко около года оставался на берегах Невы.

— Наконец, устав от разлуки, в марте 1941-го он перевёлся в Москву, в состав Центрального академического театра Красной армии. Так он воссоединился с семьёй и старался больше никогда с ней не расставаться.

Кабатченко скончался в 1981 году в возрасте 77 лет и был похоронен на Невзоровском кладбище в подмосковной Ивантеевке. Спустя почти семь лет не стало и его жены — Ирины Гошевой.

Ей было 76. Похоронили актрису там же, рядом с супругом — на 17-м участке, неподалеку от центрального входа на погост.

Сегодня их последний приют выглядит неухоженным. Несмотря на конец лета, могила усыпана прошлогодней листвой. Памятник со знаменитой мхатовской чайкой заваливается набок.

Ограду давно никто не красил. Буквы с именем, фамилией, датами жизни и смерти Ирины Гошевой почти стерлись.

Неужели у актерской пары не осталось ни одного родственника, который мог бы проследить за их могилкой? И что об этом думает руководство театров, где они когда-то работали?

Если смотреть на памятник с обратной стороны, хорошо заметно, как он накренился

Оцените статью
Запомнилась ролями интеллигентных старушек: на могилу актрисы МХАТа Ирины Гошевой и ее коллеги-мужа без слез не взглянешь
Покойтесь с миром: памятники на могилах советских клоунов