В семидесятые Хуциев сосредоточился на работе на тв и занимался телепроектами и документальным кино.
И лишь в 1983 году, прочитав в журнале звезда повесть «Тесть приехал» писателя Юрия Пахомова, он решил вновь взяться за киносъёмки.
Марлен Хуциев сам переработал повесть в киносценарий и назвал его «Послесловие».
Героями его стали два мужчины, два представителя разных поколений, которым иной раз сложно найти общий язык.
75-летний Алексей Борисович — военный врач в отставке, прошедший войну, сейчас живущий на юге. Владимир, которому около 40, — довольно обеспеченный московский учёный с хорошими перспективами, пишущий диссертацию.
Связывает их Вера, дочь Алексея Борисовича и жена Владимира, но в действии она присутствует лишь несколько минут в самом начале. Отец решил нагрянуть в столицу, чтобы навестить дочь, но она должна уехать в командировку. Поэтому
целую неделю Алексей Борисович и Владимир проводят вместе, живут в одной квартире, беседуют и молчат друг с другом. Это не всегда просто и не всегда понятно, иногда это тяготит и раздражает,
но неделя рядом с тестем в чём-то меняет Владимира и заставляет его заглянуть за кулисы собственной жизни.
Практически весь фильм на экране — лишь два героя. Время от времени в сюжете возникают другие персонажи, но очень мимолётно: случайные прохожие, люди на улице, соседи.
Но главное — это тесть и зять, именно им отведены не просто центральные роли, а образы проводников, своего рода символов поколений.
Актёров на эти роли Марлен Хуциев искал по тому же принципу: это должны были яркие представители своих поколений и в чём-то антиподы.
Молодым героем почти сразу стал 45-летний Андрей Мягков, тогда уже ставший приверженцем классической театральной мхатовской традиции. Мягков начинал в кино с ролей серьёзных и вдумчивых, но комедии Эльдара Рязанова навсегда изменили его кинообраз.
Самому актёру амплуа легкомысленного комика не нравилось, он стал придирчивее относиться к выбору ролей и «Послесловие» тут пришлось как нельзя кстати:
ни одной шутки в фильме нет, напротив, это очень строгая, философская, аскетичная картина, после которой остаётся то самое послесловие, и оно вовсе не сладкое.
Роль Алексея Борисовича получил Ростислав Плятт.
Плятт не был первым претендентом, но, как рассказывал сам Марлен Хуциев, как-то, в очередной раз листая сценарий, он вдруг увидел в образе именно Плятта, с которым был очень поверхностно знаком.
Ростислав Плятт служил в театре Моссовета, куда Хуциев и отправился. После спектакля он заглянул в гримёрку и предложил артисту познакомиться со сценарием.
Плятт пообещал ответить через три дня, но уже на следующее утро позвонил и дал положительный ответ. Интересно, что 75-летний патриарх и мастер и не подумал отказываться от проб, которые должен был провести Хуциев.
Мало того, несмотря на возраст и опыт, Плятт на площадке всегда был внимателен и сосредоточен и прислушивался к режиссёру, не пытаясь навязать свою точку зрения.
В отличие, кстати, от Андрея Мягкова, который как раз поначалу активно стремился к актёрской самостоятельности и хотел играть Владимира так, как виделось ему.
С обоими артистами Марлен Хуциев сотрудничал впервые и для него это был особый опыт:
на площадке были две величины, разные по возрасту, характеру, темпераменту, мировоззрению, образованию.
Порой все трое надолго задерживались на площадке, усаживаясь за бутафорский кухонный стол, и обсуждали сценарий и героев. В итоге рождались мизансцены, крошечные детали, подчёркивающие особенности персонажей.
К сожалению, во время съёмок пришлось сделать перерыв: у Ростислава Плятта уже были проблемы со здоровьем и ему понадобилась госпитализация.
После выписки ему стало сложнее работать, но он никогда не жаловался и старался вписываться в график, чтобы не затруднять коллег.
Отдельно отмечу появление в ленте легенды телевидения — Юрия Сенкевича, многолетнего ведущего знаковой передачи «Клуб путешественников».
Сенкевич сыграл самого себя (по сюжету Владимир принял участие в передаче), для него это был кинодебют, но потом Сенкевич ещё несколько раз снимется в кино.
Зрители увидели «Послесловие» весной 1984 года. Конечно, такой же популярности, какую имели предыдущие работы Марлена Хуциева, фильм не достиг и достичь не мог:
это была совсем другая история, камерная, фактически лишённая действия и построенная лишь на диалогах и монологах, в каком-то смысле даже театральная.
Для Ростислава Плятта она оказалась почти реальным послесловием: потом он снялся в многосерийном теледетективе «Визит к Минотавру» (1987), а в 1989 году ушёл из жизни.
Для Марлена Хуциева «Послесловие» тоже оказалось одним из последних фильмов, хотя прожил он, к счастью, ещё три десятка лет.
Андрея Мягкова ждала большая, насыщенная творчеством жизнь с заметными театральными и киноролями, но и он, увы, в прошлом году покинул мир.