Женские портреты Репина. Так ли они неудачны, как принято считать?

Есть мнение, что Илье Ефимовичу Репину плохо удавались женские образы. Оно существует в наши дни, но Репина критиковали и его современники.

Например, Куприну не понравился портрет актрисы Андреевой:

«Портрет неудачен, он не похож на Марию Фёдоровну. Эта большая шляпа бросает тень на ее лицо, и потом он (Репин) придал ее лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным. Я почувствовал себя неловко, сразу не нашелся, что сказать (Репину)» …

Да, женские портреты Репина неоднозначны. А всё же есть такие, что сразу очаровывают! Ниже – мой любимый репинский портрет. Как мила и естественна эта молодая дама. Прелестные цветы в волосах. Чёлка… Не завита, как было принято, а как будто развилась из-за сырой погоды.

На портретах Репина много интересных деталей, каких нет у других художников. Например, причёска графини Головиной. Вот, что это? Пышная «улитка»? Нетипично для 1890-х. Как менялись дамские причёски в период «прекрасной эпохи».

Дамы на портретах Репина часто одеты… Хотела сказать «необычно», но это не так. Одеты как раз обычно:)) Просто для портретов дамы одевались иначе, более парадно. На репинских портретах мы видим женские блузки, которые были очень популярны с конца 1890-х. Не белые, а разных светлых оттенков или яркие.

К блузкам подбирали юбки, гармонирующие по цветовой гамме.

Портрет графини Софьи Владимировны Паниной разрушает стереотип о том, что в эпоху модерна все дамы старались выглядеть хрупкими, утончёнными, загадочными…

Но в графине Паниной этого и не было. Она была такая, как на портрете Репина. Богатая. Независимая, активная, прогрессивная… Когда развелась с первым мужем, сумела вернуть себе девичью фамилию — это нечто неслыханное в то время. Занималась благотворительностью, а в августе 1917-го стала товарищем министра народного просвещения.

После Октябрьской революции Панина попала под арест, потом был отъезд на юг, участие в Белом движении, эмиграция…

Татьяна Львовна Толстая, дочь великого классика. Женщина с чистым, мятущимся сердцем и несправедливо тяжёлой судьбой. За каждый кусочек счастья приходилось дорого платить… Мне кажется, этот портрет отражает и душу, и судьбу Татьяны.

Портрет дамы в нарядном вечернем платье. 1881 год… Перчатки пока носят короткие, как в 1870-х. Но причёски уже стали ниже, завитые чёлки падают на лоб. Украшает причёску вьюнок. На модных картинках видела, на портрете встречаю впервые.

Ну вот. Написала о некоторых портретах. И пришла к выводу, что они интересны и хороши:))

Оцените статью
Женские портреты Репина. Так ли они неудачны, как принято считать?
Измены, алкоголизм и молодой любовник: тайны звезды “Экипажа” Ирины Акуловой