«Жертва фанатизма». Что за дичь происходит на картине украинского художника Николая Пимоненко

Николай Корнильевич Пимоненко — выдающийся российский художник-передвижник украинского происхождения.

Родился в Киеве в 1862 году. Отец, Корнилий Данилович Пимоненко, был резчиком по дереву, также он содержал иконописную мастерскую. Николай с раннего детства заинтересовался живописью. В возрасте 10 лет начал учиться в иконописной школе Киево-Печерской лавры, где талантливого мальчика приметил известный художник, педагог, директор Киевской рисовальной школы Николай Иванович Мурашко.

В те годы все образование было платным, и Мурашко пришлось упрашивать мецената Н.И. Терещенко поддержать молодой талант. Спонсор школы некоторое время упрямился, но, наконец, согласился назначить Пимоненко содержание.

В Киевской рисовальной школе Николай обучался у таких мастеров живописи, как Харитон Платонов и Иосиф-Казимир Будкевич. В 1880 году Пимоненко признали лучшим учеником школы. Мастерство юноши настолько превышало умения других студентов и даже преподавателей, что, по настоянию Мурашко, Николай начал работать в школе в качестве репетитора. В 1882 году Пимоненко успешно закончил обучение и, получив диплом учителя рисования, отправился в большой мир.

Большим миром для малороссийского таланта была блестящая столица империи — Санкт-Петербург. Осенью 1882 года Николай сдал экзамены в Императорскую Академию художеств и был зачислен в нее вольным слушателем. Учителем Пимоненко стал талантливейший живописец Владимир Донатович Орловский. Орловский сразу выделил Николая из общей массы студентов. Пимоненко начал бывать в доме учителя, где познакомился с дочерью Владимира Донатовича. Знакомство стало судьбоносным — девушка вскоре стала женой Николая.

Увы, петербургский климат оказал разрушительное влияние на хрупкое здоровье теплолюбивого малоросса. Уже в 1884 году вместе с супругой художник возвращается в Киев. Некоторое время Николай Корнильевич зарабатывал на жизнь преподаванием в своей alma mater — Киевской рисовальной школе. В 1901 году после закрытия школы он переходит в Киевский политехнический институт, где будет преподавать графику вплоть до своей смерти в 1912 году.

Творческое наследие Николая Пимоненко — это десятки выдающихся жанровых картин. Художник предпочитал изображать бытовые сценки из жизни своих земляков. Николаю Корнильевичу была свойственна классическая строгость кисти, внимание к деталям, умение создавать атмосферу.

На волне интереса ко всему малороссийскому, картины Пимоненко пользовались большим спросом не только в Российской империи, но и в Европе. Выставки Николая Корнильевича проходили в Париже, Берлине, Риме.

Самой известной картиной Николая Пимоненко считается полотно «Жертва фанатизма», созданное художником в 1899 году. Эта картина остросоциальной, обличительной тематики в свое время приобрела скандальный статус.

«Жертва фанатизма» — это мрачная, пугающая и загадочная картина в духе фильмов ужасов. Зритель, не знакомый с историей ее создания, будет гадать — что же происходит на этом полотне. Но давайте раскроем тайну этого знаменитого произведения искусства.

Сюжет картины

На картине мы видим черноволосую девушку, прижавшуюся спиной к шаткому дощатому забору. Рубашка бедняжки разорвана, волосы растрепаны, на лице — ужас от осознания того, что в ее соседей, рядом с которыми прожита вся жизнь, вдруг вселились демоны.

Несколько мужчин в картузах — самые агрессивные — с воплями набрасываются на девушку. Их лица перекошены, искажены злобой, в руках у многих — палки. Рядом стоят две женщины, которые, качая головами, обсуждают «преступницу».

На переднем плане — мужчина в картузе и с палкой, который вот-вот собирается броситься на девушку, и старуха в платочке. Мужчина объясняет старухе, за что происходит экзекуция, та в ужасе схватилась за голову: «Надо же, какая негодница! Так ее! Покрепче дубьем приложи, милок!».

Еще несколько мужчин стоят слева, и как будто даже не обращают внимания на происходящее. Это, судя по всему, «лучшие люди города», старейшины местечка. Решают, как же поступить с девушкой «по закону», но, при этом, никак не препятствуют творящемуся беззаконию.

В правом углу картины мы видим пожилого мужчину, протянувшего руку к девушке, и сидящую на земле пожилую женщину. Женщина отвернулась от толпы, не в силах видеть, что происходит. Закрыв лицо руками, она горько плачет.

Но кто же эта девушка? Почему на нее набрасываются так жестоко? Первая мысль, приходящая на ум: мы видим расправу над представительницей первой древнейшей профессии. Однако, все обстоит совсем не так.

Сюжет «Жертвы фанатизма» Пимоненко почерпнул из прессы. Реальный случай — нападение членов иудейской общины на девушку, влюбившуюся в кузнеца-украинца и решившую перейти в христианство ради брака с ним, в свое время широко освещался в украинских газетах. Николая Корнильевича публикации взволновали настолько, что он отправился в Кременец, чтобы непосредственно на месте событий написать этюды.

Пазл сложился. Девушка — еврейка, принявшая ради любимого христианство. Увеличив изображение, мы можем разглядеть на ее шее православный крестик.

В разъяренной толпе есть мужчины в иудейской ритуальной одежде — талитах, тфилинах и кипах. Но большинство жителей местечка одеты обыденно, их участие в экзекуции не носит ритуального характера, а, скорее «за компанию». Примерно как у детей, которые носятся вокруг.

Пожилые мужчина и женщина справа — это родители девушки. Отец, поднявший вверх правую руку, отрекается от дочери.

В глубине картины мы видим стаю ворон, кружащую над темным лесом. На стаю ворон похожи и люди, набрасывающиеся на несчастную «отступницу».

Художнику мастерски удалось передать жутковатую атмосферу местечка, забитой, нищей провинции, в которой живут диковатые люди, готовые на самые жестокие поступки, но, при этом, прикрывающиеся религией.

Источник

Оцените статью
«Жертва фанатизма». Что за дичь происходит на картине украинского художника Николая Пимоненко
Притягивают, как магнит: 7 актрис, которые отличаются необыкновенной красотой