И снималась она с подлинными жемчужинами экрана великой многонациональной страны.
Где, кстати, все народы жили в мире и согласии. А если кто и пытался сбить их лбами, тот незамедлительно привлекался к строжайшей уголовной ответственности.
Когда украинская пресса сделала достоянием гласности тот факт, что артистка из хлопкового Узбекистана, очаровательная Тамара Шакирова— наполовину украинка, киевские работники пера занимали очередь, дабы поговорить с милой женщиной, узнать, как и чем она живёт.
В то же время на творческих встречах публика настаивала на том, чтобы Шакирова исполнила какую-нибудь украинскую песню. И актриса шла им навстречу. Пела необычайно мелодичные и берущие за душу украинские вещи.
И центр внимания невольно сдвигался на неё, работницу искусств из далёкого средне-азиатского государства… И снимками Тамары запестрели полосы киевских печатных изданий.
Она появилась на свет в интернациональной семье, где было, так сказать, семеро по лавкам. Мамуля Тамары, Ольга Дмитриевна Гузенко, родом с небольшого украинского хуторка с необыкновенно живительным названием «Рай».
В тяжелую пору послевоенного восстановления искавшие лучшей доли Оля с парой её хороших знакомых перебираются в город знатных хлопкоробов Ташкент.
Вскоре новоприбывшие устроились на работу в госпиталь населенного пункта Чирчик, где проходил лечение Халим Шакиров, будущий супруг Гузенко и где молодые люди свели знакомство. Вскоре они стали жить под одной крышей.
Замечу, тогда в СССР, где все национальности были на равных, пользовалась нешуточной популярностью исполнявшаяся Тамарой Ханум песня, в которой присутствовали следующие слова:
«Ай да Галя и Султан, Украина и Узбекистан!»
И вот что в связи с этим рассказывала актриса о своей семье: «Мама так и называла папу, «Султан», папа всю жизнь говорил на узбекском языке, мама на украинском, а мы, дети, трое сыновей и три дочери, говорили по-русски.
Мама полностью взяла на себя домашнее хозяйство и воспитание детей. Благодаря этой заботе все мои братья и сестры получили высшее образование. Я единственная из детей, похожа на папу.
Остальные все светлые, как мама. И когда папа приходил с работы, то мама с улыбкой говорила: «Ну вот, двое узбеков дома!..»
Ежу понятно, что отец Тамарочки трудился на благо родных людей один и, естественно, прокормить большое семейство, в котором ребятишки донашивали предметы одежды друг за другом, ему было ох как сложно.
И знаете, девочка просто спала и видела, что в один прекрасный момент заработает деньги на одежду, которую будет носить лишь она. И вот вам, пожалуйста.
Она только-только переступила порог 14-летия, когда её пригласили сняться в чуточном эпизоде картины некого Хачатурова «Под палящим солнцем».
Немного Тамаре заплатили, и она приобрела вожделенную кофточку на заработанные собственным горбом шиши.
Первой же значительной работой Тамары, после которой о девушке заговорили как о поистине многобещающей актрисе, явилась её пронзительно сыгранная роль Гульсары в ленте «Без страха».
Которая стала для начинающей артистки подлинной путевкой в длительную и плодотворную киножизнь.
Вообще, та пора отмечена вполне себе достойной работой Шакировой в таких лентах, как “Интеграл”, “Под палящим солнцем”, “Слепой дождь”, “Здесь проходит граница”
Меж тем 1973 год ознаменовался ярким исполнением Шакировой ключевой роли в историческо-драматической картине “Побег из тьмы”.
А вскоре получившая высшее образование на заочном отделении Ташкентского театрально-художественного института им. А. Островского представительница артистического цеха становится подлинной жемчужиной узбекского кинематографа и выходит на всесоюзный уровень популярности.
Ибо работы Тамары в фильмах “Выше только облака”, “Седьмой джинн”, “Огненные дороги”, “Мой добрый человек” говорят сами за себя.
Например, в «Огненных дорогах» партнёрами нашей героини по съёмочной площадке стали такие звёзды отечественного экрана, как Юрий Гусев, Сергей Яковлев, Игорь Дмитриев, Наталья Варлей, Лев Прыгунов и Всеволод Сафонов, рядом с которыми сам Бог велит показать себя во всей красе. Вот Шакирова и показывала. Что есть мочи.
А в 1980 году знаменитой Московской олимпиады Дамир Салимов снял её в роли директора узбекского детского дома, в котором нашли приют эвакуированные из блокадного Ленинграда ребятишки, Хадичи Батыровой в душераздирающем фильме “Ленинградцы, дети мои…”. Данная работа и подавно вознесла Шакирову к вершинам всесоюзной известности.
Появлялась на экранах заслуженная артистка советского Узбекистана, весьма напоминавшая чертами лица небезызвестную трагически ушедшую Анну Самохину, до середины суровых и беспощадных 1990-х годов, а затем вынужденно переключилась на иной род деятельности.
Сами знаете, что подлые 90-е, омрачившиеся по вине горящих в аду Ельцина и компании окончательным разрушением великого Советского Союза, многих представителей артистического цеха с постсоветского пространства оставили чуть ли не на улице.
Не избежала сей скорбной участи и наша героиня, которая чтобы хоть в какой-то мере остаться на плаву и не вынудить наследниц идти побираться с протянутой рукой по белу свету, подчас не чуралась браться за самую непрезентабельную внешне работёнку.
Так, она старательно проверяла пропуска на проходной Дома кино хлебного города Ташкента, торговала ширпотребом на рынке, в ночное время со шваброй в руках наводила марафет в разных конторах.
Касательно же личного, приватного, сокровенного, жизнь актрисы ознаменовалась парочкой союзов. Ведь, как известно, посланник всемогущего Аллаха ﷺ сказал: «Для двух любящих сердец нет ничего достойнее брака».
Так что модное ныне сожительство—это для нехристей и очень плохих мусульман. Которых среди преверженцев Ислама, хвала Всевышнему, не так много.
В общем, ас режиссуры Отабек Ганиев положил глаз на артистку после того, как он зашёл ненароком на съёмочную площадку сказочной картины “Семург”, и, увидев очаровательную молодую актрису, буквально онемел от восхищения.
После величественного обряда венчания или никяха они зарегистрировали отношения в ЗАГСе. И вскоре белый свет огласила криком рождения наследница пары Райхон. Которая ныне искрометно феерит на эстраде братского, но независимого Узбекистана.
Увы и ах, девочка ещё не появилась на свет, как зачавший ребенка Отабек скрылся в неизвестном направлении, бросив бедную женщину с ребенком на произвол судьбы.
Ну тут, конечно, все не столь однозначно и, пожалуй, категорично бросать камни в огород Ганиева не стоит. Дело в том, что уму непостижимо, по какой причине, но против данного брака были настроена родня и того, и другой.
А, как известно, на Востоке такое неблагорасположение со стороны близких до добра не доводит. Как бы то ни было, в 1985 году непутевый папаша Райхон отошёл к Аллаху.
Какое-то время женщина жила в гордом одиночестве, буквально разрываясь, дабы хоть в какой-то степени поставить на ноги дочурку.
А затем Шакирова приняла предложение руки и сердца со стороны одного русского товарища, представителя цеха киношных трюкачей и каскадёров, о фамилии которого история умалчивает.
Во имя их любви Сергей ушёл из прежней семьи и перебрался на ПМЖ в знойный и буквально пронизанный солнцем Ташкент. Вторая наследница Тамары со звучным именем Насиба родилась в 1984.
А вскоре и второй спутник жизни артистки переходит в мир теней.
Позвольте процитировать саму Тамару: «…Мы прожили четыре года. Два года из них Сергей лежал в тяжелом состоянии после страшного ожога во время съемок. Я выходила его.
Но, когда была беременна дочерью Насибой, он вдруг ушел… И тоже погиб. История повторилась два раза. Наверное, это какая-то небесная кара…От Сергея у меня осталась моя младшая доченька – Насиба…»
Представьте себе, и один, и второй ушли от актрисы, когда под сердцем она носила их же детей.
Поистине чудны дела твои, Господи. А с другой стороны, мораль сей басни такова—не бросай беременную жену, иначе не то что не поздоровится, а и подавно к праотцам отправишься как миленький.
В 2000 году новая беда постучалась в воротА Шакировой— у 45-летней женщины была диагностирована злокачественная опухоль.
Не стану акцентировать ваше внимание на том, что пережила тогда наша милая героиня, скажу лишь что совместными героическими усилиями медиков и Тамары ремиссия была достигнута, хотя та же до поры до времени притаившаяся в засаде онкология в конце концов и унесла актрису в могилу.
А в ту пору ко всем прочим бедам в семье у Райхон на почве перенесенного в детские годы некого недуга случилось осложнение, которое вывело из строя почку девушки, и на повестке дня встала трансплантация этого одного из ключевых человеческих органов.
Вновь предоставлю слово нашей славной героине, которая в начале 2010-х пообщалась с одним из изданий: «Нужно было много денег. Мы бросили все силы.
С температурой сорок градусов дочь давала концерты, один за другим, собирая большие залы своих поклонников.
Помогли друзья. В конце 2002 года мы уехали в Москву, где нас уже ждали. Слава Богу, операция прошла благополучно. Все обошлось. Бывают моменты, когда опускаются руки.
Но мысль о моих девочках, держит меня в боевой форме, рождает желание жить. Мои родные, любимые девочки, которые так трудно мне достались… Я должна увидеть их счастливыми…
В этом смысл моей, теперь уже не актерской жизни. Но мечта есть всегда… Потому что, — это надежда.Так хочется сыграть мою современницу.
Чтобы эта была героиня со своими женскими слабостями и радостями… С радостью счастья и преодолением невзгод… Со своей судьбой…»
Увы и ах, мечта Шакировой о прекрасной роли так и не осуществилась. Ровно десять лет назад славной дочери замечательных украинского и узбекских народов не стало. Лишь 57 она пробыла на этом свете. Лишь 57…
Добрая, светлая, тёплая память.
И в заключение в связи с недавней кончиной первого и последнего президента СССР не могу не вспомнить того факта, что однажды наша героиня появилась в фильме, снятом в жанре арт-хауса и политического фарса, «Красный поезд».
По сюжету которого идёт сравнение советской власти с дарующим народам счастье и благополучие символическим «Красным поездом» без рулевого.
В ленте Шакирова в образе своекорыстной крысы исполнила необыкновенную роль – жену некого Гомиса, являвшегося пародией на Михаила Горбачева.