В 2021-ом Николай Григорьевич мог бы отметить 100-летие. И это наверняка, хоть Википедия говорит об иной дате. Дело в том, что вдова мэтра рассказывала в собственной книге, что у артиста были проблемы, связанные с армией. Благодаря этому он «списал» себе 1 год.
«..вот Гриня и скостил себе лишний год, и везде стали писать —
родился в 1920-м. В 20-м, в 21-м ли — для кого-то это имеет большое значение? «Ну, был такой актёр, ну, высокий, профессоров играл, ну в Киеве, должно быть, бывал наездами, а снимался же — в Москве, Ленинграде!..».
Звездой Гринько стал благодаря «Мосфильму» и режиссёрам. В первую очередь — Андрею Тарковскому. А вот студия им.Довженко отчего-то не хотела предлагать легенде хорошие роли. Артист осознал, что «ловить» там нечего, а потому пришёл к тому, чтобы самому заняться режиссурой.
Николай родился в Херсоне в семье актёров рабоче-крестьянского передвижного театра, и с малых лет знал, что и сам тоже станет артистом. Он был очень пластичен, музыкален, артистичен, впервые вышел на сцену в 5 лет, и после окончания школы планировал поступать в театральный институт. Но началась война, Гринько был призван в Красную армию, и мечты об обучении пришлось отложить.
Он прошёл всю Великую Отечественную, служил в батальоне аэродромного обслуживания, был комсоргом полка, стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия, награждён Орденом и медалью, также получил отличие как организатор художественной самодеятельности и массовик-затейник. В 1943 году был назначен начальником офицерского клуба.
Вернувшись домой с Победой, Николай устроился актёром и помощником режиссёра в Запорожский драматический театр имени Н. Щорса, где тогда работала его мама, Лилия Каземировна Броневская. Вскоре он женился на молодой и красивой актрисе этого же театра, но брак продлился всего несколько лет, пока любимая не призналась, что её чувства к мужу остыли. Он не стал её удерживать, сказав лишь: «Спасибо за честность», но потом долго думал о ней и вспоминал, пока не встретил любовь всей своей жизни – миниатюрную скрипачку Айше.
***
***
Они познакомились в 1957 году, и.. ничего не произошло – ни гром не грянул, ни небеса не разверзлись. Более того, сначала они даже не испытали ни малейшей симпатии друг к другу, общались исключительно по работе, тогда Гринько уже был актёром и художественным руководителем Киевского джазово-симфонического эстрадного оркестра «Дніпро». Их объединила любовь к музыке, в частности – к скрипке, Николай с юности проявлял к этому инструменту особый интерес, а Айше была солисткой оркестра.
«Коля тоже очень давно, до нашего знакомства, учился играть на скрипке… Без нашей общей любви к музыке, возможно, ничего бы не было. После концертов, когда меня никто не мог видеть, я садилась за фортепиано и вспоминала любимые произведения Вебера, Рахманинова, Шопена, Грига. Однажды музицировала в тёмной комнате, не зная, что Коля меня слушает. Он молча подошёл, молча прижал к себе. Тот вечер, обвенчанный музыкой, расцвёл зарёй нашего супружества» — писала Айше.
Тогда она училась на пятом курсе консерватории, но без сожаления бросила учёбу, чтобы сопровождать мужа на гастролях. Она не могла выдержать разлуки с ним даже несколько дней, самозабвенно любила этого высокого, под 2 метра ростом, талантливого актёра, ласково называла его «Гриней», во всех съёмных углах стремилась создать тепло и уют.
Когда Андрей Тарковский стал снимать Николая Григорьевича во всех своих фильмах, Айше полюбила и его – настолько благодарна была за то, что режиссёр оценил мастерство её мужа, его талант, доброту, глубину и достоверность. В картине «Мир входящему» Гринько так убедительно сыграл американского шофёра, что на Венецианском фестивале почти никто не поверил, что это советский актёр.
«Я не люблю актёров, играющих в каждом фильме себя. Я люблю актёров, которые стараются уйти подальше от собственного «я» и войти глубоко в суть образа», — говорил сам Гринько.
***
***
Его любили и взрослые, и дети, после выхода на экраны детской сказки «Приключения Буратино», где Николай Григорьевич изобразил доброго папу Карло, его стали называть «главным папой страны», между тем, в настоящей жизни ему так и не довелось стать отцом. Ни первая жена, ни вторая, так и не родили ему детей, и это единственное, что омрачало его счастливую жизнь с Айше.
Они прожили 30 лет, практически не разлучаясь и не ссорясь, между ними никогда не было непонимания, наоборот – они удивительно точно чувствовали друг друга, им даже не нужны были признания в любви, всё и так было предельно ясно. Позже, овдовев, Айше не захотела больше устраивать свою жизнь, она продолжала любить милого Гриню, наверное, даже больше, чем при жизни.
За 40 лет своей кинокарьеры Гринько снялся в 150 проектах, его приглашали к сотрудничеству киностудии Германии, Норвегии, Болгарии и Чехословакии, и актёр больше всего переживал, что, получив мировую известность, он оказался не нужен в родном, украинском кино. С ним любили работать самые лучшие советские режиссёры, а зрители всегда были рады видеть его на экранах, восхищались его восхитительной игрой даже в небольших, эпизодических ролях, обожали мягкий, слегка ироничный взгляд, и лукавую улыбку.
Он снимался в кино и ездил на гастроли с театром практически до последних дней – в конце 1988 года у актёра диагностировали лейкемию. Его жена умоляла влиятельных коллег и знакомых помочь найти хороших врачей и устроить Николая Григорьевича в лучшую больницу, но все усилия оказались напрасны – любимый миллионами артист медленно угасал.
***
***
Драма «Предлагаю руку и сердце», где Николай Гринько и Светлана Немоляева сыграли главные роли, вышел на экраны за пару месяцев до его ухода. Даже на больничной койке он остался джентльменом для своей жены – ушёл тихо и незаметно в тот момент, когда она, сидя рядом и держа его за руку, задремала. Он всегда боялся причинить ей лишнее беспокойство, или как-то нечаянно расстроить, вызвать страх, тревогу – оберегал и заботился всю жизнь.
Открыв глаза, Айше Рафетовна подумала, что муж спит, тихонько поднялась и вышла из палаты. Вернувшись через некоторое время и застав его всё в том же положении, забеспокоилась, а когда поняла, что случилось, почувствовала, что умерла и часть её самой.
«Его бурлящая зрелость не имела возраста, а душа его всегда была моложе моей. Он был обаятельным, азартным мужчиной. Любил он Бога вина и частенько ходил «по кривой», любил стрелять в тирах и, пока не выбьет все призы, не выходил из них; чтил женскую красоту и любил «пулечку», хотя почти всегда проигрывал…».
Немного придя в себя после похорон, вдова задумалась о памятнике – таком, который был бы достоин памяти её необыкновенного мужа, где он стоял бы в полный рост и улыбался своей знаменитой улыбкой с хитрецой. Каждое утро Айше ездила на Киевское Байковое кладбище, привозила мужу цветы и долго с ним сидела, разговаривала.
А вернувшись домой, приступала к поискам мастера, который взялся бы увековечить Николая Григорьевича, и вскоре вышла на Владимира Миненко. Обсудив с ним проект, она продала все свои драгоценности и ценные вещи, но набрала необходимую сумму.
«Я скульптора предупредила сразу: поймать Колино настроение непросто, он будет постоянно ускользать. И больше года создавался этот «другой Гринько». В скульптурном образе актёра всё же осталась хоть и застывшая, но энергия: в глазах — лукавинка, в улыбке – грусть».