Знаменитая комедия, за которую режиссёр получил Сталинскую премию, а главный оператор и директор фильма были расстреляны

25 мая 1936 года в открытом кинотеатре Парка Горького в Москве состоялась премьера музыкальной комедии «Цирк». А за два дня до этого фильм впервые был показан в Ленинграде.

Только за первый месяц проката в двух столицах картину посмотрели более пяти миллионов человек, что стало абсолютным рекордом довоенного кинопроката.

Это был второй подряд безоговорочный успех режиссёра Александрова после «Весёлых ребят», и Григорий Васильевич по праву занял место в ряду лучших советских кинорежиссёров довоенной эпохи.

И если сам режиссёр и его супруга купались в славе и популярности, то их ближайшие соратники по фильму подверглись жёстким репрессиям.

Первым был арестован и расстрелян главный оператор обеих картин Григория Александрова — 31-летний Владимир Нильсен.

На съёмках фильма «Цирк». На стуле сидит Григорий Александров, у него за спиной рядом с камерой стоит Владимир Нильсен.

Григорий Васильевич долгие годы не комментировал это событие.

И лишь после реабилитации Нильсона в 1956 году в одном из интервью он кратко сказал, что без Владимира Нильсена успех «Весёлых ребят» и «Цирка» был бы невозможен.

Еще до премьеры фильма был арестован и расстрелян и другой близкий друг Александрова — директор фильма «Цирк» Борис Шумяцкий, который в то время занимал высокие посты в советском киноруководстве.

Считается, что именно он поднял Александрова на самый верх его карьеры.

Через десятилетия, когда они были реабилитированы, выяснилось, что оба незаслуженно пострадали от лживых доносов.

Когда об аресте коллег узнал исполнитель главной роли актёр Сергей Столяров, он был возмущен тем, что Григорий Александров даже не попытался спасти своих друзей.

Рассказывают, что Столяров на этой почве поругался с Александровым и в знак протеста отказался присутствовать на премьере фильма.

Григорий Васильевич ему это не простил, и блистательный советский актёр-красавец Сергей Столяров был отодвинут в «Мосфильме» на второй план. Точнее, два года его вообще никто никуда не приглашал.

Фильм «Цирк» дважды реставрировался. Первый раз это произошло через двадцать лет в 1956 году. А в 2011 году фильм был колоризирован.

Фильм «Цирк» стал причиной конфликта и в отношениях Александрова с его ещё недавними приятелями — сценаристами картины Ильёй Ильфом, Евгением Петровым и Валентином Катаевым.

По их мнению, режиссёр внёс в комедию слишком много отсебятины и придуманный ими забавный опереточный сюжет превратил в чисто пропагандистскую историю с неподходящими, с их точки зрения, песнями и маршами.

Они, конечно, впрямую это не заявляли, но настояли на том, чтобы их имена были убраны из титров. И режиссёр это сделал.

Но, тем не менее, Александрову удалось угадать настроения советского народа тех лет, и сразу после премьеры вся страна распевала марш Исаака Дунаевского и Василия Лебедева-Кумача «Широка страна моя родная», который в те годы, как сегодня бы сказали, звучал из каждого утюга.

Что интересно, именно для этого фильма была написана еще одна очень популярная песня «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер».

Но это был тот случай, когда интуиция подвела режиссёра Александрова. Песня ему показалась недостаточно мелодичной, и он не стал её включать в картину.

Но песню тут же подхватил другой режиссёр Владимир Петрович Вайншток, и она стала лейтмотивом его фильма «Дети капитана Гранта».

Это фильм в конце тридцатых годов тоже завоевал большую популярность, а песня стала чуть ли не гимном довоенных пионеров и комсомольцев.

Фильм «Цирк» оказался той редкой картиной, которая одинаково хорошо была принята как в СССР, так и за рубежом.

В 1937 году фильм получил Гран-при на Международной выставке в Париже, а чуть позже Сталинскую премию первой степени уже в Советском Союзе.

После этого фильма Любовь Орлова окончательно стала советской кинозвездой первой величины и оставалась ею долгие годы.

Георгий Александров был приглашён в Кремль на аудиенцию к Сталину. Говорят, что тот предложил Александрову возглавить советский кинематограф, а режиссёр отказался, так как ответственная работа не оставила бы ему времени для творчества.

Григорий Васильевич был еще достаточно молод и хотел снимать фильмы. Говорят, что Сталин принял его отказ с пониманием. Но это всего лишь слухи, которые долго гуляли по коридорам «Мосфильма».

Через два года после «Цирка» Григорий Александров снял комедию «Волга-Волга», которую он сам считал своим самым большим успехом.

В отличие от предыдущих фильмов режиссёра, в этой комедии впервые появилась сатира на советских чиновников. Что, впрочем, не насторожило цензоров, всё-таки он считался другом вождя.

Сталину комедия тоже очень понравилась, и еще молодой режиссёр получил свой первый Орден Ленина.

Так начиналась успешная карьера знаменитого советского режиссёра Григория Васильевича Александрова.

Оцените статью
Знаменитая комедия, за которую режиссёр получил Сталинскую премию, а главный оператор и директор фильма были расстреляны
Фильм «12» Никиты Михалкова: отказ Меньшикова, исключение для Гафта и двойник Михалкова