Как одна неудачная шутка загубила жизнь ведущего «Вокруг смеха» Александра Иванова

Александра Иванова — долговязого худощавого человека — знали и любили телезрители всего Советского Союза, от Калининграда до Камчатки. Александр Иванов на протяжении долгих лет оставался автором и ведущим едва ли не единственной юмористической передачи на Центральном телевидении.

Сан Саныч был настоящей звездой, однако поклонники юмориста даже не догадывались о том, что он долгое время был простым школьным учителем, а после спада популярности был вынужден торговать собственными книгами. Он мог бы создать ещё много прекрасных текстов, если бы не чья-то злая шутка, оборвавшая жизнь всенародного любимца.

Успешная карьера

Сложно поверить, что человек, ставший лицом одной из самых узнаваемых юмористических программ советского телевидения, начинал свою профессиональную жизнь как скромный преподаватель черчения. Он родился в Москве в 1936 году в семье художника, с детства увлекался живописью, унаследовав от отца любовь к этому виду искусства.

Однако к моменту окончания школы он чётко осознал, что выдающимся художником он не станет, поэтому поступил в педагогический институт, после окончания которого благополучно трудился в школе, преподавал детям черчение.

Для души он стал пробовать себя в литературном творчестве, причём писал в жанре сатиры. Одно время он ни с кем не делился плодами своего увлечения, слишком рискованным был этот его эксперимент, ведь в те далёкие времена за сатирические произведения, идущие в разрез с генеральной линией партии, можно было в самом прямом смысле отправиться в места не столь отдалённые.

Однако спустя время Александр Иванов всё же решился отправить свои творения в редакцию Литературной газеты, не особо рассчитывая на успех.

Однако его заметки, пародии и памфлеты внезапно стали публиковать. Это был настоящий успех, который приносил начинающему сатирику не только моральное удовлетворение, но и прибавку к зарплате учителя.

Столь яркий старт для новичка, да ещё и пишущего в непростом жанре, казался почти невероятным. Он стал постоянным автором рубрики «Клуб 12 стульев», и в 1970-е годы дважды был удостоен премии «Золотой телёнок».

В те годы он начал коллекционировать разного рода поэтические сборники, которые издавались в стране, причём каким-то образом умудрялся покупать и те книги, которые выпускали в свет провинциальные типографии.

Его маленькая комната в коммуналке была забита книгами и журналами, которые служили для него источником нового материала и вдохновения. Позже, уже на телевидении, он часто цитировал найденное в них, ссылаясь на малоизвестных региональных авторов, что неизменно вызывало у зрителей тёплую улыбку.

Настоящий успех и всенародная популярность пришли к Александру Иванову в 1978 году, когда он стал ведущим телевизионной программы «Вокруг смеха».

Его узнавали на улицах, его произведения цитировали, а новых выпусков передачи ждали с огромным нетерпением. Легкая, умная, с ироничной, но доброжелательной подачей, программа позволяла по-новому взглянуть на юмор, сохранив при этом тонкую интеллигентность, к которой тяготел сам Иванов.

Он был не просто ведущим, он будто бы разговаривал со зрителем напрямую, с лёгкой усмешкой, без нажима, давая понять, что всё происходящее в студии — это не спектакль, а живое, немного озорное, но всегда человечное общение. Его манера, в которой не было ни давления, ни навязчивости, воспринималась как нечто новое для советского телевидения.

Неудивительно, что именно «Вокруг смеха» стабильно попадала в эфир в самое важное телевизионное время года — вечером 31 декабря. Такого доверия удостаивались лишь самые любимые зрителями программы.

На протяжении всех двенадцати лет, пока выходила передача, Иванов оставался её лицом, голосом и настроением. Он не гнался за внешними эффектами, не старался быть на острие моды, но именно в этом и заключалась его особая сила.

Благодаря внутренней честности, тонкому юмору и редкой способности оставаться настоящим на экране, он сумел стать не просто телеведущим, а человеком, чьё имя ассоциировалось с искренним смехом и доброй иронией.

Его ангелом-хранителем стала балерина

Александр Иванов сумел построить успешную карьеру, а вот в личной жизни он далеко не сразу стал счастливым. Он вообще избегал разговоров на эту тему, а если друзья заводили разговор о женщинах, он не только его не поддерживал, но мог просто встать и уйти.

Возможно, у него и были какие-то увлечения, но он очень тщательно их скрывал. А уже после 30 он всерьёз влюбился. С Элей он познакомился во время отдыха в Крыму, и курортный роман был столь стремительным и бурным, что вскоре Иванов повёл возлюбленную под венец.

У Эли уже был сын от прошлых отношений, и сатирик очень привязался к мальчику. А вот в его матери он вскоре совершенно разочаровался. Вскоре выяснилось, что избранница Александра не отличалась ни верностью, ни бескорыстием.

Когда правда об изменах раскрылась, Иванов закатил скандал и выгнал супругу из дома. Сан Саныч подал на развод, но при этом отчаянно страдал и особенно тосковал по ребёнку, которого успел полюбить всем сердцем.

Настоящее счастье он обрёл с балериной Ольгой Заботкиной. Эффектная, умная и уже состоявшаяся женщина, она привлекла внимание поэта не только внешностью, хотя её яркие черты, густые чёрные кудри и выразительные зелёные глаза никого не оставляли равнодушными.

Ольга танцевала в Мариинском театре, а за плечами у неё был непростой опыт семейной жизни и тяжёлый разрыв с Алексеем Баталовым. На момент знакомства с Ивановым ей исполнилось 44 года.

Ольга Заботкина не просто приняла его ухаживания, но и полностью изменила свой образ жизни. Она оставила балет и переехала в Москву, чтобы быть рядом, постепенно взяла на себя весь быт и деловую часть жизни мужа. Помогала с текстами, выбирала костюмы, следила за тем, как он выглядит, и упорно боролась с его пагубным пристрастием к алкоголю.

Коллеги замечали, что именно благодаря Ольге Иванов стал выглядеть по-другому, к тому же он перенял у супруги страсть к экономии. Девушка пережила блокаду и относилась к вещам и продуктам очень бережно, чему научила и мужа. Иванов шёл в магазин только тогда, когда это действительно было нужно, концертные костюмы шил строго по очереди и никогда не позволял себе излишеств.

Рядом с Сан Санычем всегда было немало людей, но Ольга Заботкина стала для него настоящим ангелом-хранителем. Она оставалась в тени мужа, не пыталась затмить его, но за кулисами именно эта женщина задавала тон всей жизни сатирика.

Именно она не отходила от мужа во время застолий, строго следя за тем, что и сколько он пьёт; она держала его пристрастие к алкоголю под контролем. Иванов был склонен к запоям, причём довольно длительным. Естественно, это сказывалось и на состоянии здоровья сатирика, и на его рабочем графике. Но при этом он ни разу не сорвал съёмки передачи «Вокруг смеха».

Неудачная шутка

Тяжёлые девяностые стали для Сан Саныча настоящим испытанием. Его телепрограмму закрыли, и вскоре сатирик оказался в забвении. К тому же материальные трудности предстали перед ним во всей красе, и Иванов, чтобы как-то выжить, приходил на книжные ярмарки в «Олимпийском», продавал свои книги и подписывал их для тех, кто ещё его помнил.

Даже в то сложное время Ольга Заботкина продолжала заботиться о муже, во всём его поддерживала и помогала не потерять себя. Александр Иванов уже готов был отчаяться, но судьба совершила очередной крутой поворот, и сатирик снова оказался в строю.

Творчество талантливого, но уже несколько подзабытого литератора заметили в самом высоком эшелоне власти. Его сатира пришлась как нельзя кстати — именно в тот момент, когда политическая борьба достигала апогея, а острое слово воспринималось не просто как юмор, а как мощное оружие.

Так Иванов оказался среди тех, кто помогал формировать образ оппонентов демократических сил, создавая на них эпиграммы, которые быстро расходились по кулуарам и кабинетам. За этот труд щедро платили, что позволило ему не только поправить материальное положение, но даже приобрести виллу в Испании.

Тесные связи с влиятельными фигурами, дружба с семьёй Ельцина, знакомство с бизнесменами и политиками, приближенными к власти, словно открыли перед ним дверь в другую реальность. Но вот справиться со своим пристрастием к алкоголю Иванов так и не смог.

Летом 1996 года, находясь на отдыхе со своей женой на средиземноморском побережье в собственном доме, Иванов получил известие, которое вывело его из равновесия. Ему сообщили, что его выдвинули на Государственную премию — и он, не раздумывая, сорвался в Москву, чтобы собрать все необходимые документы. Вылетел на родину он без жены, она осталась в Испании.

И лишь по возвращении в Москву Александр Иванов узнал о том, что известие о премии было чьей-то неудачной шуткой. Его попросту разыграли. Правда, существовала ещё одна версия событий того времени.

Некоторые издания писали о том, что в Москву он прилетел вовсе не экстренно, а в соответствии с рабочим планом, так как вскоре должен был выступать на митинге, приуроченном к новому государственному празднику. Как бы там ни было, поездка в столицу обернулась для сатирика трагедией.

Вернувшись на родину, Сан Саныч почти сразу же ушёл в продолжительный запой, от которого уже не смог оправиться. Его организм не выдержал, 12 июня 1996 года он скончался от обширного инфаркта, став следствием сильной алкогольной интоксикации. Он не дожил всего несколько недель до своего 60-летнего юбилея.

После его смерти всплыл ещё один неприятный факт. Из московской квартиры исчез уникальный архив — целая подборка его рукописей, неопубликованных стихов и пародий. Эти материалы, по словам близких, представляли значительную творческую ценность, но так и не были найдены.

Потеря оказалась ощутимой не только для его родных, но и для всех, кто ценил его талант. Жена, Ольга Заботкина, пережила мужа всего на пять лет, и все эти годы она тосковала по безвременно ушедшему супругу.

Оцените статью
Как одна неудачная шутка загубила жизнь ведущего «Вокруг смеха» Александра Иванова
Выпили и решили полетать. Пропавший самолет с пьяной компанией искали в тайге почти год