Еврейские корни Владимира Ульянова были табуированной темой в Советском Союзе. Не очень широко освещали и то, почему его предки были выслуженными дворянами при царе.
Фигуры умолчания
Биография отца Ленина – Ильи Николаевича Ульянова – была довольно широко освещена. При этом неизменно подчёркивалось его «простое» происхождение. Он был из провинциальных мещан, а его отцом (дедом Ленина) вообще был ушедший «на оброк» крепостной крестьянин. Значительно меньше афишировалось, что Илья Ульянов в итоге получил потомственное дворянство за верную службу царю и Отечеству.
Фигура матери Ленина освещалась значительно меньше. И было отчего. Мало того, что она стала дворянкой ещё раньше мужа – то есть Илья Ульянов женился на дворянке, ещё будучи разночинцем. Запретными долгое время были исследования её происхождения. И уж совсем нельзя было рассказывать, каким именно образом Мария Бланк стала дворянкой. Ведь это подрывало сразу оба основополагающих советских мифа о Российской империи как стране социального угнетения и «тюрьме народов».
За что еврейский прадед Ленина не любил своих единоверцев
Матерью Марии Бланк (девичья фамилия матери Ленина тоже называлась очень редко) была петербуржка Анна Гроссшопф, происходившая из смешанной немецко-шведской лютеранской семьи предпринимателей. Но значительно интереснее фигуры её отца и деда по отцовской линии.
Дед Ленина по матери носил с детства имя Сруль Мошевич Бланк. Его отец Моше Ицкович Бланк родился на Волыни в 1763 году. В 1795 году, в связи с разделом Речи Посполитой, он стал российским подданным. Вскоре после этого у него родились сыновья: Сруль, а чуть позже Абель.
Моше Бланка вся еврейская община считала крайне неуживчивым человеком. Отношения с соплеменниками у прадеда Ленина не сложились. В 1808 году возник любопытный инцидент. По одним сведениям, в местечке произошёл пожар, и кагал обвинил Моше в поджоге. Моше пришлось провести несколько месяцев в тюрьме, пока его невиновность была доказана. По другим, соседи-евреи сами подожгли дом Моше. Как бы там ни было, Моше Бланк переехал в Житомир.
Эти события оказали огромное влияние на семью Бланк. Его сыновья, выросши, крестились в православие. Сам Моше Бланк, из-за своей набожной жены, до 1835 года сохранял верность иудаизму, но после её смерти крестился. В 1846 году престарелый Моше Бланк направил личное прошение на имя императора Николая I, в котором обвинил своих бывших единоверцев в ненависти к православным.
В письме излагались меры, необходимые, чтобы обеспечить ассимиляцию российских евреев. В частности, Моше Бланк предлагал ограничить традиционные права раввинов и предписать молиться в синагогах за лиц Императорского дома. Бланк сам предложил текст еврейской молитвы за здравие Императорского дома, которая в 1854 году была предписана российским евреям. Ещё раньше, в 1850 году, Николай I запретил ношение евреям особой национальной одежды. Сам Бланк не дожил до исполнения его рекомендаций.
Обращает на себя внимание, что в 1846 году Моше Бланк подал своё прошение, а в следующем году его сын Сруль, принявший в православии имя Александра Дмитриевича, к тому времени заслуженный врач, получил потомственное дворянство. Простое совпадение, или?..
Дед Ленина – помещик-крепостник из крещёных евреев
Ещё интереснее судьба деда Ленина. Он и его брат Абель (принявший в крещении имя Алексея) выучились на военных врачей в Медико-хирургической академии и всю жизнь отдали борьбе с болезнями. Алексей Бланк был убит народом во время холерного бунта в 1830 году. Александр Бланк пошёл вверх по служебной лестнице, работал сначала врачом, потом директором ряда больниц и в 1847 году стал надворным советником, что давало ему право на получение потомственного дворянства. Его дочь Мария родилась за двенадцать лет до этого. Вообще, у Александра Бланка с Анной Гроссшопф было шесть детей – сын и пятеро дочерей.
Александр Бланк много времени и сил отдал организации здравоохранения в Поволжье и на Урале. Поэтому детство и юность Марии Бланк прошли в этих местах, бывших в тогдашней России синонимом глуши. Здесь же, в Пензе, она познакомилась с будущим отцом Ленина, который тогда служил вместе с мужем сестры Марии Бланк. Александр Бланк, став дворянином, купил деревню Кокушкино Казанской губернии. По его завещанию это имение досталось Марии Бланк и впоследствии стало знаменитым, потому что юный Ленин любил проводить там летние месяцы.
Когда Александр Бланк стал помещиком, до отмены крепостного права оставалось четырнадцать лет. Таким образом, в Российской империи еврей, крестившись, мог получить образование, и, начав с врача в больнице для бедных, дослужиться до дворянства и члена Сената и стать помещиком-крепостником, владевшим русскими крестьянскими «душами». Вот из какого рода вышел вождь будущей «пролетарской» революции.