Непростая жизнь звезды фильма «Доживём до понедельника»
В ЗАГС назло властям
Печерникова еще ходила с палочкой после того сложного перелома, когда однажды друзья из Польши пригласили ее на выставку, где выступала музыкальная группа «Бизоны», а «Польская мода» показывала свою летнюю коллекцию. Руководитель группы Збышек Бизон, красивый усатый брюнет, обратил внимание на Ирину.
Чем она тогда его пленила, Ирина так и не поняла — по подиуму ходили потрясающие длинноногие модели — а ее собственные конечности исхудали от болезни до невозможности и красавицей она себя в тот момент не ощущала. Збышек не знал, что она известная актриса, и фильма ее не видел. Просто влюбился в ее глазищи и все. Месяц они не разлучались. Потом он уехал, пообещав прислать приглашение.

Однако когда вызов пришел, Ирину из страны не выпустили: мол, гражданин Польши Збышек ей не родня, следовательно, и причин ехать к нему не имеется. То же самое сказали Збышеку польские власти. И тогда молодые люди решили назло системе срочно пожениться в Москве.
Свадьбу родители Ирины организовали в ресторане «Прага». Было много гостей, а молодожены тайком от всех сбежали в театр и сидели почти до утра в кабинете художественного руководителя театра Андрея Гончарова — пили за любовь. С ними были Армен Джигарханян, Валерий Плотников и Николай Бурляев.
После свадьбы Збышек вернулся в Польшу, а Ирина осталась в Москве. Конечно, теперь им можно было видеться беспрепятственно, но у каждого из них было свое дело, которое они не могли бросить. Ирина играла в театре им. Маяковского в ведущих спектаклях. Когда наступило лето, она попросила Гончарова отпустить ее с гастролей.
— Я так соскучилась по мужу, на каждой репетиции письма ему пишу, — пожаловалась она.
Гончаров отпустил со словами: «Вы вернетесь все равно, вы без театра не сможете». Так и произошло. Только вернулась Ирина через три года.
Любовь! Как мало в этом звуке…
Ирина и Збышек поженились так скоропалительно, что совершенно не успели узнать друг друга. Когда она, наконец, приехала к мужу, то обнаружила холостяцкое жилье почти без мебели, повсюду лежали музыкальные инструменты, о которые она то и дело спотыкалась. По сути, Збышек не был готов принять жену и начать семейную жизнь, к тому же у него пошла черная полоса: он распустил свою группу. Через несколько месяцев муж принял решение отправиться в поисках заработков в Швецию. Ирина поехала с ним. Вот там она впала в самую настоящую тоску. Чужая страна задавливала своим благополучием и безразличием. Збышек по ночам выступал в клубе, приходил утром, отсыпался, днем шел репетировать. Ирина все ночи была одна, у нее было время подумать, как жить дальше.
Если бы они остались в Польше, может, все сложилось бы иначе. Там она могла начать работать: язык понятен, культура близка. Но в Швеции месяцами не с кем было сказать хоть полслова. И когда ей стало совсем невыносимо, она отпросилась у мужа домой под предлогом «посниматься в кино». Когда поезд тронулся и Ира ободряюще улыбнулась стоявшему на перроне Збышеку, он тоже ей улыбнулся, но она успела заметить, как по щеке его сползла и упала в усы слеза.
В театре Ирина обнаружила, что репертуар, в котором она была занята, уже не играется. Четыре года она продержалась на случайных ролях, каждый день ожидая, что окажется на улице. И тут ей повезло. Руководитель Малого театра Михаил Царев пригласил Ирину к себе и дал ведущие роли в целом ряде спектаклей: «Король Лир», «Красавец мужчина», «Ревнивая к себе самой». Но Царев предупредил, что придется пережить сложный период, пока труппа будет есть новую примадонну поедом.
Так и случилось. На репетициях некоторые из актеров демонстративно садились в первый ряд и начинали громко ее обсуждать. А на банкете после премьеры один артист подошел к Печерниковой с бокалом шампанского и, глядя прямо в глаза, произнес: «Странно, ты наркоманка, а пьешь, как нормальный человек». Ирина онемела. «Так ты не в курсе? – удивился в свою очередь актер. — О тебе еще с Маяковки такая слава идет!».
Перелом произошел после премьеры спектакля «Красавец мужчина», имевшей большой успех. Ирина переодевалась после спектакля, когда распахнулась дверь ее гримерной и вошла Елена Гоголева со словами: «Я дура, я просто старая дура!» Ирина, запутавшись в длинной широкой юбке, так и осталась стоять на одной ноге, обалдело выслушивая похвалы в свой адрес. После этого труппу словно подменили.
Эти годы с 1976-го по 1982-й были у Печерниковой самыми счастливыми в смысле творчества. Иначе обстояло с личной жизнью. Разведясь со Збышеком, она стала женой актера Бориса Галкина.

Шесть лет продлился этот брак, и у Ирины осталось некоторое чувство вины перед Борисом – не надо было ей за него выходить. Но он был такой красивый и так обворожительно пел под гитару. В глубине души Ирина понимала, что до сих пор не встретила той любви, о которой мечтала.
Девчонкой, зачитываясь романами и бегая в кино, она ставила себя то на место Джеммы – невесты Овода, то на место героини Одри Хепберн из фильма «Римские каникулы». А вдруг и у нее будет такая любовь? Уж падать, так с вороного коня.






