Отличие социалистического детектива от классического, весьма разительно. В первом рабочий человек созидатель, противопоставляется тем, кто не хочет честно жить и трудиться.
В классическом детективе, преступник часто ищет справедливости, а сыщик, ведя свое расследование среди негодяев и тунеядцев, защищает их жизни и имущество. В советском уголовном детективе, не только следователь, но и каждый положительный персонаж, ищет справедливости для всех, и в конечном итоге справедливость торжествует.
Сыщик из классического детектива это интеллектуала одиночка, иногда с ассистентом не выдающихся способностей. Сыщик ведет с читателем (зрителем) некую игру, кто быстрее вычислит преступника.
Зритель видит тоже, что и сыщик, и пытается сложить пазл самостоятельно, вовлекаясь тем самым в расследование.
В социалистическом уголовном кино-детективе, следователю помогают все добропорядочные советские люди, а зритель вовлекается в действо через коллективную сопричастность и сопереживание. И если в классическом детективе противник сыщика отравитель, то в советском детективе расхититель.
В фильме «Дело Румянцева» на первый план выведен не следователь раскрывший преступление, хотя он в фильме есть и это достаточно выразительный персонаж, а невинно попавший под подозрение рабочий парень.
Главный герой Саша Румянцев честно жил, добросовестно трудился и собирался жениться на прекрасной девушке, когда оказался под тяжким обвинением. На первом плане в этом фильме не расследование, а реакция героя и его окружения на это испытание. И надо сказать, что не все герои прошли это испытание достойно.
Не отчаяться и сохранить достоинство и веру в человечество Саше Румянцеву помогли преданность возлюбленной и дружеское плечо товарищей.
В фильме была показана сила сплоченного коллектива, который не побоялся пойти против начальства и вступить в конфронтацию с милицией, он же, рабочий коллектив наказал показавшего свою гнилость коллегу, без насилия и ругани, наказал презрением.
В этом фильме впервые применен прием с двумя следователи, с разным подходом к работе один с достоинством и верой в людей, другой агрессивный и видящий во всех врагов.
Сейчас такой прием стал шаблонным, но, увы, для порядочного следователя в современном кино все сложнее найти мотивацию. Да и та нравственная идея, которую несет в себе фильм в целом, покажется современному зрителю наивной. Однако именно на таких картинах воспитывался советский человек.
Помимо вклада в развитие кино, фильм «Дело Румянцева» оказал огромное влияние на формирование в обществе представления о справедливости, о том какой она справедливость должна быть и как к ней прийти, не сбившись с пути.