Как двадцатилетняя москвичка победила немецкого барона

Её называли «белая лилия Сталинграда», и на крыле её самолета был нарисован нежный белый цветок. Это домашнее имя, Лиля, стало её судьбой.

В женский авиаполк она попала с помощью небольшой хитрости – приписала себе сто лишних лётных часов. Но уже спустя несколько месяцев о ней говорили все: ведь двадцатилетняя москвичка Лидия Литвяк победила немецкого барона.

Маленькая хрупкая девочка с белыми кудряшками любила смотреть в небо. Оно манило её с тех пор, как Лиля помнила себя. Она родилась 18 августа 1921 года в Москве, и едва стало возможно, в четырнадцать лет, записалась в районный аэроклуб.

«С твоей внешностью нужно в артистки», — абсолютно искренне говорили подруги. Но девушка только смеялась в ответ: ну что вы! Она уже давно выбрала небо. Или это небо выбрало её?

Первый полёт она совершила в пятнадцать, затем ненадолго уехала на Север, работать геологом, а потом стала готовиться к поступлению в лётную школу. В тот самый момент, в 1937 году, отца Лили репрессировали.

В аэроклубе дали честный совет – лучше уехать из столицы. С таким «пятном на биографии» в Москве её никуда не возьмут. Недолго думая, Лиля покидала вещи в чемодан и перебралась в Херсон.

Именно там она получила диплом лётчика-инструктора, а после готовила курсантов в Калининском аэроклубе.

В конце июня 1941 года Лидия Литвяк подала документы в военкомат: пусть её отправят летать! Она может пригодиться в небе! Но в тот раз ей отказали – женские авиаполки ещё не были созданы.

И лишь осенью того же года, когда был сформирован 586-й авиационный полк, Лилю зачислили. Правда, в документах имелась серьёзная неточность – чтобы попасть в ряды девушек-пилотов, Литвяк приписала себе сто лишних часов.

Миниатюрная, худенькая, светловолосая – она казалась совсем ребёнком. Никто и подумать не мог, что в этой молодой девушке столько отваги и силы.

Уже после первых вылетов о Лидии Ливтяк говорили только с уважением и восхищением: она не только блестяще справлялась с самолетом, но и сумела выполнить все поставленные задачи.

В кабине своего самолета она всегда держала маленький букет полевых цветов: летом – свежих, в холод – засушенных. Когда Лиля попросила разрешения нарисовать на крыле своего ЯК-1 белую лилию, к этому отнеслись недоверчиво.

Но в августе 1942 года Лиля сбила немецкий бомбардировщик Ю-88, и цветок – пусть не по уставу – разрешили. С той поры её так и называли: Белая Лилия, а потом и Лилия Сталинграда.

Её перебросили в район Сталинграда в начале сентября 1942 года. Второй боевой вылет принес ей новую славу – она сбила Ю-88, который вел Гельмут Ширру.

А спустя несколько дней двадцатилетняя москвичка одержала верх над немецким бароном Гансом Фуссом, на счету которого было три десятка побед.

Есть легенда, что захваченный Фусс, до того успевший выброситься с парашютом, отдал Лиле свои золотые часы – в знак восхищения. Он и подумать не мог, что потерпит поражение от красивой девушки. «Она наша Серова в воздухе», — говорили сослуживцы, невольно проводя параллель со знаменитой кинозвездой.

Молодой, прекрасной, знаменитой и жених нашелся под стать – Алексей Соломатин, великолепный лётчик и герой Советского союза. «Воздушная пара» обменялась кольцами весной 1943-го года.

А 21 мая, испытывая новую машину, Соломатин допустил ошибку – самолет рухнул вниз на глазах у Лили. Двумя месяцами позже погибла лучшая подруга девушки, Катя Буданова.

Теперь «Белая Лилия» требовала, чтобы её отправляли на самые ответственные задания. У неё были свои счеты с врагом.

1 августа 1943 года, в районе реки Миус, Лиля сделала четыре вылета. Три успешных, а из последнего она не вернулась. Ей было неполных двадцать два года…

Однополчане разыскивали Лилю и после 1945-го года. Только в 70-х годах прошлого века удалось точно установить, где покоится отважная летчица. Но звание героя Советского Союза ей присвоили лишь в 1990-м году. На её счету было двенадцать вражеских самолетов, а результат по одержанным Лилей в воздухе победам занесен в книгу Гиннесса.

Оцените статью
Как двадцатилетняя москвичка победила немецкого барона
Фильм «Дело Румянцева» как разговор со зрителем о справедливости