В 80-е годы на Западе был небывалый всплеск интереса к фильмам в жанре ужасов. В моде были слэшеры, в которых один маньяк заменял армию зомби, пугая зрителей своей непредсказуемостью. «Хэллоуин», «Пятница, 13», «Кошмар на улице Вязов» — яркие тому примеры.
В этих условиях те, кто снимал фильмы об оживших мертвецах, искали новые ходы, чтобы не потерять своего зрителя. Интересные концепции предложили:
1. Сэм Рэйми, «выстреливший» оригинальной концепцией «Зловещих мертвецов», каждая часть которой была изобретательнее предыдущей (а начиналось все с самодеятельной короткометражки «В лесах»). И все-таки в основе сюжета этого фильма – ожившие злые духи, а не мертвецы.
2. Стюарт Гордон с культовым «Реаниматором».
3. Дэн О’Бэннон, выпустивший в 1985 году первую часть киносаги «Возвращение живых мертвецов».
Фильм начинается с милой беседы двух сотрудников фирмы Фрэнка и Фредди, склад и офис которой расположены рядом с кладбищем. Один из них собирается на пенсию, и вводит в курс дела молодого сменщика.
Попутно он рассказывает об артефактах, в разные годы случайно попавшие сюда.
Среди них есть контейнер, принадлежащий военным, в котором как будто находится живой мертвец. Оба отправляются посмотреть на интересный объект в подвал. Контейнер дает трещину, после чего из него выходит странный газ.
Оба героя теряют сознание, а очнувшись, видят, что труп исчез, а все вокруг, что давно мертво, вдруг ожило, включая кадавра для занятий по анатомии и бабочек. Фрэнк и Фредди звонят шефу Берту.
Тот приезжает в офис и решает кремировать труп, потому что только так можно его уничтожить. Ни выстрелы в голову, ни расчленение тела не помогают.
Режиссер Дэн О’Бэннон сделал крутой хоррор про зомби с молодежным и даже панковским оттенком. Именно панки стали главными жертвами оживших мертвецов.
Еще одна отличительная черта фильма «Возвращение живых мертвецов» — он очень динамичен, во время просмотра не отвлечься ни на минуту. Фильм снят с комедийным оттенком, что придает ему дополнительную оригинальность.
Режиссер предложил создать новый образ живого мертвеца – его нельзя убить выстрелом, они не медлительны, как раньше, а бегают быстрее живых, едят не плоть, а только мозги. Это позволяет заглушить им боль от гниения.
Фильм вышел в прокат 15 мая 1985 года, а через две недели на большие экраны вышел «День мертвецов» Джорджа Ромеро. Американские критики писали о том, насколько отличаются эти два фильма, принадлежащих, казалось бы, к одной культуре.
Про «Возвращение живых мертвецов» говорили, что это пародия на зомби, впрочем, вызывающая неподдельный страх у зрителей.
В любом случае, можно сказать, что Дэн О’Бэннон вернул тему оживших мертвецов в тренды жанра хоррор в середине 80-х. Этот фильм – важная веха в истории культового голливудского кино.