Так случилось, что на киностудии имени Горького и на «Ленфильме» параллельно занимались съемками фильмов, настолько похожих, что банальным совпадением это объяснить весьма проблематично. Хотя различия и были, например, в техническом плане.
В павильонах «Ленфильма» режиссер Анатолий Граник занимался съемкой черно-белой комедии «Максим Перепелица» с Леонидом Быковым.
Тогда как на киностудии имени Горького Иван Лукинский снимал своего «Солдата Ивана Бровкина» с Леонидом Харитоновым, причем в цвете, благо это позволял бюджет.
Фильмы появились в прокате с разницей в несколько месяцев. После показа «Солдата Ивана Бровкина» сценарист «Максима Перепелицы» Иван Фотиевич Стаднюк обвинил драматурга Георгия Мдивани, ответственного за «Бровкина», в плагиате.
— «Внезапно на свет появились два фильма-близнеца: цветной и черно-белый. С похожими сюжетами и расстановкой персонажей. Все знали, что в этой ситуации правда на моей стороне, ведь за 4 года до выхода «Перепелицы» я написал одноименную книгу».
— «Я не смог отмалчиваться и написал письмо в газету «Правда». Спустя время у Мдивани начались неприятности с партией. Потом он и вовсе мне позвонил и попросил прощения», — вспоминал Стаднюк.
Несмотря на обилие схожих моментов однозначно назвать эти фильмы одинаковыми нельзя. Кроме технической части, существенные различия имеются в характерах главных героев.
Если Иван Бровкин Леонида Харитонова больше смахивает на классического деревенского дурачка, которого тяжелые армейские будни превратили в бравого солдата, то вот Максим Перепелица Леонида Быкова — это хитрый парень с богатой фантазией, гораздый на выдумки, лишь бы не перестать жить за чужой счет.
Разумеется, на этом различия не заканчиваются. Можно вспомнить разные диалоги и второстепенных персонажей. В «Иване Бровкине» таким был колоритный колхозный наставник Захар Силыч в исполнении блистательного Михаила Пуговкина.
В «Максиме Перепелице» — восхитительный Георгий Вицин, гениально перевоплотившийся в деда Мусия, хотя был старше Леонида Быкова всего на 10 лет. Хотя умение Георгия Михайловича представать на экране в любых возрастах — было обычным делом.
В общем и целом на выходе получились два разных, но местами очень похожих музыкальных фильма, которые стали продуктом своего времени.