В 2000 году режиссер Глеб Панфилов обратился к одной из самых трендовых тем 20-летней давности в России – истории семьи последнего российского императора Николая II. Их гибель стала одной из самых трагичных страниц отечественной истории.
Сначала обратимся к общим характеристикам фильма «Романовы. Венценосная семья». Глеба Панфилова можно не представлять, ведь он – один из самых ярких режиссеров последних 50 лет.
Сценарий написал сам Панфилов, а также его супруга Инна Чурикова и сын звездной четы Иван Панфилов.
Главные и второстепенные роли в киноленте исполнили талантливые актеры Александр Галибин, который довольно убедительно сыграл последнего российского императора, с учетом того, что внешнего сходства между актером и его героем почти нет.
Его супругу, царицу Александру Федоровну, исполнила британская актриса Линда Беллингем. Выбор режиссера вполне понятен, ведь царица была европейских корней.
Также в фильме снялись Ксения Качалина, Ольга Будина, Олег Басилашвили, Владимир Конкин, Михаил Ефремов, Аристарх Ливанов, Александр Филиппенко, Игорь Скляр, Игорь Лифанов и даже молодой Алексей Панин.
А теперь, собственно, о фильме. Очень важный момент: «Романовы. Венценосная семья» — это фильм именно о семье, об отношениях в узком кругу, мыслях людей в сложный период.
Не секрет, что императрица вела дневники, поэтому о семейном быте высоких особ информации много. Поэтому, фильм начисто лишен политической составляющей.
Здесь не показано, как Николай II ведет империю к краху, или же попытки императрицы влиять на процесс управления государством.
Тут показана искренняя любовь родителей к детям, а детей друг к другу и к родителям. Николай II здесь – глава семейства, а не глава страны.
Акцент сделан на человеческих качествах, поэтому семья императора намного ближе к простому зрителю, чем о ней написано на страницах учебников.
И тут напрашивается вывод, что именно акцент на семейных отношениях в жизни императора стал одной из причин краха империи, ведь управление страной он ставил на второе место.
Режиссер очень умело выстроил композицию фильма – зритель проникается симпатией и уважением к императорской семье, поэтому трагичный финал в подвале инженера Ипатьева на Вознесенской горке в Екатеринбурге вызывает неподдельные эмоции, говоря проще – слезы на глазах.
И вот тут понимаешь, что трагедия Романовых – это не трагедия одной семьи, это трагедия страны, общества, которое было разобщено, которое вчера молилось за тех, кого предало сегодня.
И история принесла в жертву людей, которые вовсе не были плохими, они умели любить. И любовь их для многих сегодня является примером, но какою ценой. Сильный фильм. Спасибо Панфилову.