Снял драматичную картину режиссёр Анатолий Иванов, работавший на киностудии имени Довженко. У него уже было несколько работ в активе, но хитами их не назвать.
Сценаристом стал дебютант Виктор Копылец, взявший за основу повесть «Чужое оружие», последнее произведения писателя-детективщика Владимира Кашина.
Основой фильма стала романтическая история, но в сложном контексте. Главные герои, влюблённые Мария и Иван, — работники порта в небольшом городке возле моря.
Иван — техник, обычный современный парень, в свободное время играющий в музыкальном ансамбле. А вот Мария, скромная молчаливая девушка из портовой конторы, досуг посвящает молитвам и походам в сектантскую церковь.
Да и семья у неё непростая: отчим Лагута — глава этой самой секты, а мать Степанида — сектантка-активистка, которая решительно вмешивается в отношения между Марией и Иваном.
Есть в истории и якобы антигерой — Котов, товарищ умершего от алкоголизма отца Марии. Именно Котова винит в смерти отца девушка. Но тот раскрывает Ивану тайну: оказывается, виноваты в этом Степанида и Лагута.
На главные роли Анатолий Иванов пригласил молодых актёров Елену Финогееву и Александра Денисенко.
Елена уже имела некоторую известность: она дебютировала у Саввы Кулиша в драме о жизни Циолковского «Взлёт» (1979) в роли дочери учёного. Порекомендовал дебютантку Кулишу Сергей Бондарчук, её мастер во ВГИКе.
Спустя пару лет Бондарчук и сам снял ученицу в фильме «Красные колокола» (1982).
Среди кинематографистов считалось, что Елена отлично смотрится в ролях исторических: ей доверяли роли в экранизациях русских классиков, а чуть позже после «У призраков в плену» она появилась в образе красавицы Доньи Анны в драме «Искушение Дон-Жуана» (1985).
Анатолий Иванов предложил актрисе выйти за рамки амплуа и сыграть современницу, но не просто симпатичную влюблённую девушку, а героиню, которая с детства погружена в нездоровую атмосферу покорности и поклонения перед другим человеком.
Александр Денисенко, сыгравший Ивана, тоже не был новичком, он уже давно снимался и даже встречался с Еленой Финогеевой на съёмках мелодрамы «Сказки… сказки… сказки старого Арбата» (1982).
Позднее Александр стал пробовать себя и как режиссёр, сценарист и писатель.
В роли строгой Степаниды, матери Марии, предстала популярнейшая украинская актриса Людмила Сосюра,
главой сектантов и отчимом Марии Лагутой — Сергей Яковлев,
а Котовым — Юрий Ступаков.
Ну и нельзя не отметить эпизодическую, но очень яркую роль Александры Яковлевой, которой досталась не лишённая ехидности болтушка Валя, коллега Марии по работе и бывшая возлюбленная Ивана.
Также появились в кадре Константин Степанков, Тамара Совчи, Людмила Алфимова.
Отдельно отмечу Андрея, соседа Ивана по комнате. С трудом в окладистом исполнителе опознаётся Сергей Подгорный, он же — Смуглянка из военного фильма «В бой идут одни “старики”» (1974).
В начале 1985 года «У призраков в плену» представили зрителям.
Фильм получил невысокую прокатную категорию, число копий было невелико, так что и аудиторию он собрал сравнительно небольшую.
Но, наверное, если бы его посмотрели больше зрителей, в девяностые в стране было бы меньше пострадавших от «ловцов душ» из тоталитарных религиозных общин.