«Эстония его считала предателем, потому что песни исполнялись на русском»: жизнь Яака Йоала, которого на родине не любили

Яак Йоала был культовым советским эстрадным исполнителем и Заслуженным артистом в Эстонии. Он смог стать визитной карточкой не только для своей республики, но и прогреметь на весь советский союз. Певец прославился композицией «Я тебя рисую» и «Лаванда».

Несмотря на то, что у исполнителя всё шло прекрасно, он принял решение прекратить карьеру артиста и жить в дальнейшем без музыки. Однако покинуть сцену не поднимая шумихи, у него не вышло.

Яак Йоала

Яак Арнович Йоала родился 26 июня 1950 года в провинциальном эстонском городке Вильянди. Его мать была музыковедом и работала в Государственной филармонии, так что у будущего исполнителя были все предпосылки, чтобы стать музыкантом. Что он собственно и сделал. Но увлечение западными ритмами отразилось на учебе Йоала и за исполнение зарубежной рок-музыкой он был вынужден оставить обучение в музыкальном училище.

После чего Яак Йоала был вскоре призван на срочную службу в армию, которою проходил в Таллинском армейском ВИА. После демобилизации Яак еще какое-то время, солировал в различных группах. Но вскоре он начал осознавать, что с таким репертуаром добиться расположения худсовета не получится и решил поменять музыкальное направление.

Яак Йоала

Яак Йоала начал исполнять песни с народными мотивы и быстро выбился в люди. В 1970 году артист выиграл республиканский конкурс комсомольской песни, а на следующий год взял штурмом конкурс молодых эстрадных певцов. Но главным его достижением стало завоевание спецприза жюри в 1975 году на международном фестивале в Сопоте.

Эта победа вывела Яака на всесоюзный уровень и для него стали сочинять песни такие легендарные композиторы, как Давид Тухманов, Александр ЗацепинРаймонд Паулс и другие. Хотя сам певец признавался, что им ничего не двигало, а скорее его двигали. Еще бы, ведь репертуар Яака Йоала и его образ прекрасно вписывались в концепцию советской эстрады, придуманную председателем Гостелерадио СССР Сергеем Лапиным.

Но если реально смотреть на вещи, то для советской эстрады это был, конечно же, шаг назад. Лапин хотел, чтобы развивалась музыка для старшего поколения, но он совсем не думал о молодёжи. Сергей Георгиевич был большим поклонником творчества таких знаменитых солистов, как Сергей ЛемешевВладимир БунчиковГеорг Отс. Поэтому на советской эстраде делался упор на традиционный лирический репертуар, а джаз, рок-н-ролл или сценическое движение не приветствовались. Артист на сцене должен был быть одет в строгий костюм и стоять неподвижно перед микрофоном.

Поэтому такой артист, как Яак Йоала, устраивал всех. Он был представительный, с лёгким и красивым иностранным акцентом, что только пошло на пользу его карьере. Яак Йоала вспоминал:

…наверное, были какие-то интриги, но я не знал об этом ничего, так как был человеком со стороны. В то время я был “национальным кадром” из Эстонии. Из каждой республики должен был быть свой представитель, свой болван. Ну, помните, из Казахстана была Роза Рымбаева, из Украины София Ротару. Все вместе мы должны были показывать людям, как хорошо мы живем.

В Москве были, конечно, свои игры, но мне не нужно было воевать за место в концерте или в “Голубом огоньке”. Меня никто не мог заставить петь то, чего я не хотел. Везде я сам предлагал свои песни – нравится, берите, не нравится – не надо.

С такими песнями, как “Фотографии любимых”, “Подберу музыку”, “Солнечные часы”, “Я рисую”, Яак Йоала выступал на радио и телевидении в начале 1980-х чаще других советских артистов. И в 1985 году Йоала оказался на пике популярности, когда он исполнил дуэтом с Софией Ротару знаменитый шлягер “Лаванда”. Об этой песне он однажды сказал:

“Лаванду”, кстати, я спел в первый и последний раз в жизни, когда мы ее записывали с Софией Ротару для “Голубого огонька”. Я не пою такие песни. Это уже слишком, ниже всякого уровня. И это не важно, что песня имела сумасшедшую популярность”.

Когда Йоала в 1988 покинул эстраду, ему еще не было и 40 лет. Сразу начались слухи, что у него большие проблемы со здоровьем. Но на самом деле всё было объяснимо и вполне логично. Во-первых, на дворе была “перестройка” и будем честными, на тот момент типаж Яака Йоала давно устарел и певец просто вышел в “тираж”.

Магнитофонные записи с альбомами советских рок-групп и западных исполнителей расходились в СССР миллионными тиражами, и любители музыки стали терять интерес к официальной отечественной эстраде. С началом “перестройки” советская поп-сцена стремительно помолодела, а вчерашние кумиры выглядели уже крайне неуместно.

Поэтому Яак Йоала вовремя ушёл со сцены, в отличие от Геннадия Белова и Евгения Мартынова, которые, пытаясь удержаться на плаву, только сократили себе жизнь.

Во-вторых, Яак Йоала был фанатом западной рок-музыки и не считал свою эстрадную карьеру слишком удачной и совсем не гордился ей. Из интервью с артистом:

Я ушел вовремя. Мне надоела вся эта работа и всё, что было вокруг неё. Надоело много ездить, а я очень ленивый человек.

Яак Йоала

И в-третьих, Советская Эстония уже в 1988 году заглядывалась на Запад и правительством республики был взят жёсткий курс на отделение от СССР. Поэтому, если бы Яак Йоала задержался в Москве чуть подольше, он мог бы навсегда лишиться своей родной Эстонии. Успех певца земляки встречали крайне раздражённо, называя его “кремлевским соловьём”. Яак Йоала признавался:

Это считалось предательством. Ведь я десять лет был идолом в Эстонии и вдруг стал петь по-русски, считали, что я предал всех, уехав в Россию. В глаза мне, конечно, никто ничего не говорил, но я знал, чувствовал, что это никому не нравилось.

Прекрасного певца Яака Йоала не стало 25 сентября 2014 года, ему было 64 года. Но его песенное наследие будет жить вечно и время от времени напоминать нам о том прекрасном времени, когда дружба между странами была обыденной действительностью, а не демонстративной «показухой».

Источник

Оцените статью
«Эстония его считала предателем, потому что песни исполнялись на русском»: жизнь Яака Йоала, которого на родине не любили
«Меня больше снимать не будут»: Максим Аверин сделал неожиданное признание