Всеволод Шиловский в свои 85: первая жена его использовала, вторая обожала «зеленый змий», а вот третья стала спутницей и опорой

Всеволод Шиловский – актер, который относит себя к старой актерской школе, придерживающийся мхатовских традиций. Поэтому невероятно тяжело он перенес новость о расколе внутри МХАТа. Творческий кризис одного из старейшего театра страны отозвался глубоко в сердце Шиловского.

Об этом тогда говорила вся творческая Россия, не исключением стал и Всеволод Николаевич, написав об этом статью. И он был приятно удивлен, узнав о том, сколько же у него единомышленников!

Хотя были и те, кто совсем не поддержал его. Прошло более тридцати лет, но оказалось, что и сегодня есть те, кто принял близко к сердцу и до сих пор переживает драматическую историю МХАТа.

Детские годы

Всеволод Шиловский родился в сложные предвоенные годы. А детство его и вовсе пришлось на противостояние с Гитлером, которая затронула каждую семью. Как только отец ушел на фронт, мать с маленьким Севой мать эвакуировалась в Казань.

Родители Севы имели весьма суровые профессии и совсем не творческие: отец – директор авиационного завода, мать – тоже сотрудница оборонного предприятия. Но, тем не менее, в семье их места для творчества было много. За плечами Николая Шиловского, отца Севы, была консерватория. По его словам, именно музыка помогла продержаться в это трагическое время.

К счастью, в семье Шиловских обошлось без потерь. После Победы они благополучно вернулись в Москву. Сева смог учиться в школе, ходить на разные кружки во Дворец пионеров.

Особым его увлечением стала театральная сцена. После школы Всеволод окончательно знал, кем хочет стать: он мечтал связать свою жизнь с актерским мастерством.

Поступал Шиловский тут же, в Москве в МХАТ. Потом в этот же театр отправился служить в театр. Этому месту Всеволод посвятил без малого пятнадцать лет. В кино он стал сниматься уже достаточно поздно для актера.

МХАТ в жизни Шиловского

Раздел МХАТа для Всеволода Николаевича был его личной болью. Анастасия Вертинская, Кирилл Лавров, Михаил Ульянов – все они служили тогда при высоких должностях, а Вертинская и вовсе состояла в отношениях с Олегом Ефремовым.

Но никто не помешал тому же Ефремову развалить театр. То, что произошло в 1987 году, Всеволод Шиловский называет не иначе как преступлением. И к счастью, время все расставило на свои места.

Если кратко: в 1987 году на прием к министру культуры по собственной инициативе пришел актер и главный режиссер Олег Ефремов. Он рассказал о том, что в МХАТе назрел глубокий кризис. Актеров много, ролей мало. Все спектакли строятся вокруг корифеев театра.

После скандальных разбирательств и публичных выяснений отношений была назначена специальная комиссия, и театр был реорганизован. Теперь МХАТов было два: один – имени Чехова – работал под руководством Ефремова, другой – имени Горького – возглавила Татьяна Доронина.

По мнению Шиловского, все это не сыграло театру на пользу. За много лет оба театра обросли актерами, популярными за счет кино. Они привлекают зрителей своими громкими именами, но по факту бездарно играют в бездарных спектаклях.

Интересная актерская жизнь

За свою жизнь Всеволода Николаевича жизнь сводила со многими актерами. И он уяснил одно: чем выше актер, тем он проще по жизни. Ему довелось как режиссеру работать с Вячеславом Тихоновым, Всеволодом Санаевым, Ольгой Кабо, Софико Чиаурели, Александром Ширвиндтом, Станиславом Садальским, Ниной Сазоновой и многими другими.

О каждом из них Всеволод Николаевич вспоминал исключительно хорошее: все они работали на износ, даже в период, когда за роль платили как за массовку. А было время, когда даже народные артисты МХАТа сидели без работы.

Шиловский старался дать им роли в своих картинах. На его глазах росли молодые артисты, например, Ольга Богданова. Наблюдал и за личными драмами некоторых актеров. Так, народная артистка Нина Афанасьевна Сазонова пала от руки собственного сына, который потом выбросился из окна.

С теплом Всеволод Шиловский отзывался о работе с режиссером Петром Тодоровским, у которого снялся в трех картинах. Именно Шиловский посоветовал Петру Елену Яковлеву, когда тот искал актрису для своей «Интердевочки». В этой же картине играл и сам Всеволод.

В «Военно-полевом романе» Шиловский играл вместе с Натальей Андрейченко и Николаем Бурляевым. А с Людмилой Гурченко – в «Любимой женщине механика Гаврилова». До этого фильма Всеволод дружил с Гурченко, но во время одного рабочего конфликта вступился за Тодоровского.

В результате дружбе с Гурченко пришел конец, но не надолго. Затем их помирила общая подруга. Гурченко вообще была дама с характером: могла на площадке оскорбить, кого угодно, покрыть матом.

Одной из самых интересных ролей Всеволод считает роль Наполеона в киноленте «Избранник судьбы». Работал здесь с Еленой Сафоновой, Иваром Калнынышем, Арменом Джигарханяном и Натальей Гундаревой – целой плеядой талантливых и знаменитых!

Работали по полторы смены в день, так Шиловский еще умудрился параллельно сыграть Кадрусса в «Узнике замка Иф» — уговорил режиссер Хилькевич. Впоследствии Марк Захаров сказал, что Шиловский в этой картине был лучший.

В Союз кинематографистов Шиловский попал, когда ему было уже сорок два года. Он, в принципе, из-за этого не расстраивался, так как считал, что настоящий артист начинается только лет в пятьдесят. И к тому же он долго не снимался в кино принципиально: театральная работа была важнее. А в семьдесят пять лет получил орден Гильдии кинорежиссеров.

Сейчас Шиловскому восемьдесят пять лет. Актер горд тем, что за столько лет оброс многочисленными друзьями. Безмерно благодарен учителям, которые встретились ему по жизни.

А сейчас занимается воспитанием молодого поколения: своим бывшим ученикам, которые постоянно обращаются за советами, постоянно помогает. С 1961 года Всеволод Николаевич занимается преподавательской деятельностью. Он работает в мастерской Высших курсов кино и телевидения ВГИКа.

История любви с печальным финалом

За Всеволодом Шиловским никогда не закреплялась репутация бабника и ловеласа. Наоборот, слыл он интеллигентом и благороднейшим джентльменом. Но это не мешало ему пользоваться успехом у женщин и жениться аж три раза.

Все началось с сочувствия. Шиловский проникся историей молодой актрисы Евгении Трейтман, которая потеряла мужа из-за несчастья. Он утонул, и Евгении пришлось сделать аборт. Евгения осталась одна, без работы и поддержки. Всеволод искренне помогал девушке и сам не заметил, как влюбился. Не заметил и того, что Евгения не испытывала к нему никаких чувств.

Впоследствии девушка Всеволоду скажет в лицо, что он был для нее лишь ступенькой для продвижения в жизни. Важна была и московская прописка. Это видели все вокруг: и мать актера, и его друзья, но только не сам он. В результате он женился на Евгении.

Молодожены стали жить в общежитии МХАТа. Всеволод был счастлив и не замечал того, что было очевидно всем. Он же продвигал жену в карьере, устроил в театре, посоветовал взять псевдоним Уралова.

Но правда в скором времени открылась. Евгения не любила Шиловского и видела в нем лишь трамплин к лучшей жизни. Вскоре у Евгении начался роман с другим мужчиной, поэтом Юрием Визбором, и она ушла от Всеволода.

Второй брак и непростые отношения с сыном

Второй брак Шиловского с красавицей-актрисой Ниной Семеновой тоже был неудачным. Молодая семья распалась из-за пристрастия Нины к крепким напиткам. Не спасло брак и рождение сына Ильи. После долгой борьбы с зависимостью жены Всеволод подал на развод.

Он сам ушел из уже к тому времени заработанной квартиры, помогал бывшей семье. Но Нина продолжала пить, а затем и вовсе отдала маленького Илью в интернат. Шиловский впоследствии приложил немало усилий, чтобы вызволить ребенка из интерната.

Отношения с сыном у Шиловского складывались непросто. Илья рос трудным подростком, и постоянно попадал в какие-то передряги. А однажды скрыл от отца, что мать решила подать на него на алименты. После этого общение отца и сына оборвалось на целых девять лет.

Удивительно, но примирило поссорившихся родственников их общее увлечение – кино. Однажды в руки Шиловского попал сценарий, очень интересный, талантливо написанный. Режиссер тут же решил снимать кино по нему. Оказывается, что талантливым сценаристом был его сын Илья. Что сказать, яблоко от яблони недалеко падает.

Так, этот сценарий и примирил отца и сына. А в будущем клан Шиловских пополнился еще одним талантливым именем. Аглая Шиловская, современная российская актриса – это дочь Ильи и внучка Всеволода Шиловских.

Настоящее счастье

Счастливым мужем и отцом наконец-то Всеволода Шиловского сделала его третья жена Наталья Цехановская. Именно она стала для него настоящей опорой и верным спутником жизни.

Их знакомство произошло в санатории в Сочи. Наталья была тоже личностью творческой, была известной музыкантшей, играла на арфе. Но театром не увлекалась, поэтому, кто такой Шиловский, попросту не знала. Но это не помешало им понравиться друг другу. Понравиться настолько, что романтические чувства вспыхнули с особой силой. Последовал курортный роман, а за ним – ЗАГС и свадьба.

У пары родился сын Павел. А Наталья стала для Шиловского настоящей хранительницей семейного очага. Они вместе уже более 50 лет, и их любовь с годами только крепнет.

Приверженность традициям

В 2017 году сбылась заветная мечта Всеволода Шиловского. Он открыл театр-студию, создав ее из своих учеников, молодых и талантливых актеров. На сцене этого театра ставится как классика, так и современные пьесы. Но главное, к чему Шиловский стремится: сохранить и передать МХАТовские традиции, традиции русского театра.

И у него это неплохо получается, судя по тому, что с каждым годом у театра все больше и больше поклонников. Театр-студия Шиловского – одно из самых уютных и атмосферных мест в Москве.

Оцените статью
Всеволод Шиловский в свои 85: первая жена его использовала, вторая обожала «зеленый змий», а вот третья стала спутницей и опорой
О носах и губах Габсбургов