«Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист

Ее называли главной ведьмой советского кино. Пламенный взгляд и хищные черты лица, глубокие борозды морщин и космы седых волос, выбившихся из-под старинной короны… Мне всегда казалось, что актриса Мария Капнист была вечной старухой с длинной нитью искусственных бус. Но ведь это не так!

Когда-то юная графиня Мариэтта Капнист-Серко носила дорогой, аристократичный жемчуг, изящные платья и шляпки. И слыла настоящей красавицей. Но знатное происхождение и расстрел отца, потомственного графа, бросили Мариэтту в безжалостные жернова советского террора. И пятнадцать лет сталинских лагерей наложили неизгладимый отпечаток на ее яркую внешность.

Юная Мариэтта была невероятно хороша собой. Платья с открытыми плечами и тонкая нить белоснежного жемчуга придавали барышне еще больше волшебного обаяния. Спустя много лет Мариэтта Ростиславовна вспоминала, что смогла пронести здравый разум и смысл жизни сквозь море страданий, что выпали на ее долю.

И не раз говорила: чем больше испытаний, тем человек богаче. Как истинная аристократка, и в советские времена она с достоинством носила изящные шляпки, недорогие, но стильные чехословацкие броши. Обожала длинные ожерелья с крупными темными бусинами. Будь то дешевый пластик с имитацией натуральных камней или прекрасное гранатовое стекло.

В кадре талантливая артистка умело тут же перевоплощаться – из дамы с манерами леди в злобную ведьму или уродливую старуху. Что ж, советские сказки предполагали и таких персонажей. Именно они прославили Марию Капнист (ей пришлось сменить имя, дабы скрыть свое знатное происхождение), как яркую, неординарную, запоминающуюся актрису. Вернусь к тому моменту, когда девушке минуло шестнадцать лет. Мария вместе с матерью приехали в Ленинград. И юная красавица поступила учиться в драматический театр. Увы, диплом она так и не получила. Дворянское происхождение стало темным клеймом для будущей артистки. А в 1941-м году ее ожидал новый удар: Капнист обвинили в шпионаже. Приговор был неумолим: восемь лет сталинских лагерей. Прощайте, желанная сцена, красивые наряды, прелестные украшения.

В заключении Мариэтта даже смогла найти свою любовь. Ею стал поляк, которого впоследствии расстреляли. Несмотря на все тяготы ГУЛАГа и подорванное здоровье, молодая женщина родила дочку Радиславу. В тюремном детском саду девочку жестоко наказывали. Однажды наша героиня увидела, как воспитательница мучает ее любимого ребенка. Она кинулась на обидчицу, после чего ту увезли в больницу. Мариэтта же потеряла всякую надежду выйти на свободу молодой… К ее сроку прибавили еще десяток лет. Страшно, ужасно, несправедливо. Капнист отправилась в Сибирь, на лесоповал. Девочку насильно увезли в далекий детдом. Верная подруга Марии по лагерю впоследствии разыскала потерянную Раду. Именно ту женщину дочь Марии Капнист и считала родной мамой. И только, когда Радислава немного повзрослела, она смогла наладить отношения с настоящей родительницей.

К счастью, женщину реабилитировали, и в 1956-м она вышла на свободу. Бывшей аристократке было всего лишь сорок три, но нелегкие будни заключенной превратили ее в семидесятилетнюю старуху. И только ее очаровательная улыбка осталась все такой же лучезарной. Когда у Марии был возлюбленный мужчина. Именно он встречал женщину на вокзале, и, конечно, совершенно ее не узнал. Наша героиня стала работать простой уборщицей в Киевском театре. А через два года случилось чудо: ей предложили эпизодическую роль в картине «Одна ночь». И даже постоянную работу на известной киностудии имени А. Довженко. Ее фильмография стала, поистине, богатой. Это советские шедевры: «Война и мир», «Руслан и Людмила», «Старая крепость» и «Бронзовая птица», «Цыган», культовый фильм «Табор уходит в небо» и другие знаменитые картины. Восемь десятков кинолент, в которых Мариэтта Ростиславовна создавала потрясающие образы самых разных героинь.

Вот она, с копной пышных седых волос, примеряет платье знатной дамы. А поверх надевает бутафорскую золотую цепь и такие же искусственные сережки-подвески. Бархатный наряд, кружевное жабо и брошь-камея под воротничком дополнены благородной шляпкой.

Зловещая сказочная корона с бутафорскими каменьями особенно ярко выделяется на фоне спутанных прядей морщинистой старухи. Как только дубль снят, Капнист тут же возвращается к себе настоящей, интеллигентной, сильной духом и характером женщине с прекрасными манерами. Ну а в «киношной» диадеме и сияющем колье Капнист выглядит также органично, как в лохмотьях средневековой ведьмы или в одеянии строгой монахини.

В семьдесят пять Мария Капнист стала заслуженной артисткой Советского Союза. Спустя пять лет, в 1993-м году, пожилую женщину сбила машина, когда та переходила оживленный проспект недалеко от киностудии. (Каторжные работы в угольных шахтах навсегда поселили в ее душе страх перед закрытыми пространствами и подземными переходами).

Ну а в Киеве в честь нее назвали одну из городских улиц. Мы любим все фильмы с участием этой звезды. Я уверена, что память о талантливой графине с жемчужными ожерельями и главной ведьме советских сказок навсегда останется в зрительских сердцах.

Источник

Оцените статью
«Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист
Из-за чего великий Серов отказывался рисовать царскую семью, и Почему его называли «беспощадным художником»