Ира была расстроена и плакала, узнав о слухах, которые дошли до её матери: якобы Алексей закрутил роман с актрисой во время съёмок в Киеве. Алексей пытался объяснить, что это всего лишь нелепые сплетни. Он почти всё своё время проводил на студии, в кабинете режиссёра Донского, где они репетировали до глубокой ночи каждый день. Однако его оправдания не достигли цели — Ира не верила ему…
Детство и юность актёра
Алексей Баталов родился в семье, связанной с искусством. Его мать, Нина Ольшевская, была актрисой, а отец, Владимир Баталов, служил в МХАТе. В театр первым попал брат отца, Николай Баталов, а позже к нему присоединились Владимир и его жена Ольга Андровская. После развода родителей Нина вышла замуж за писателя Виктора Ардова, и семья переехала в «писательский дом», где общались с Булгаковым, Пастернаком, Солженицыным и другими известными людьми. Алексей начал писать стихи, а его творчество поддерживала Анна Ахматова.
Во время войны Нина с сыновьями эвакуировалась в Бугульму, где организовала концерты в госпитале. Алексей помогал с декорациями, а позже получил небольшую роль в спектакле, что вдохновило его на актёрскую карьеру. Ему было трудно с языками и науками, но благодаря работе в Доме культуры учителя часто закрывали глаза на его неуспехи, что помогало ему продолжать учёбу.
Начало пути
В 1944 году Алексей Баталов впервые снялся в кино, когда его семья уже вернулась в Москву. По школе прошёл слух, что ассистенты режиссёров отбирают учеников для съёмок, но только тех, кто хорошо учился. Алексей приложил все усилия, и его имя попало в список. Он получил небольшую роль в фильме «Зоя», что вызвало восхищение среди одноклассников, но дома его успех встретили строже — мать сказала, что важно учиться.
С учебой у Алексея возникли трудности, и отчим, Виктор Ардов, перевёл его в Кунцевскую школу рабочей молодёжи. Там Алексей подтянул знания и получил аттестат, открывший ему путь в будущее. Подготовкой к поступлению в Школу-студию МХАТ занимались его мать и отец, Владимир Баталов, который требовал от сына полной отдачи. Это позволило Алексею блестяще сдать экзамены.
Актёрское мастерство давалось ему легко. После выпуска его призвали на службу, где он попал в труппу Театра Красной Армии. Там Баталов писал сценарии, играл роли и ездил на зарубежные гастроли. К концу службы он снялся в фильме «Служу Советскому Союзу». После армии Баталов недолго работал в МХАТе, но его больше привлекало кино.
Ирочка
Ещё будучи школьником, Алексей Баталов сообщил родителям, что женился на Ирине, дочери известного художника и карикатуриста Константина Ротова. Их семьи жили по соседству, и молодые люди знали друг друга с детства. Родители Алексея были в шоке, считая, что у молодых нет ни работы, ни жилья, но всё же выделили им комнату в доме.
Отец Ирины, вернувшись из лагеря, сразу признал зятя. Более того, он придал милиционеру в «Дяде Стёпе» черты лица Алексея. Однако отношения с тёщей не сложились. Она критиковала Баталова, внушая Ирине сомнения в муже.
В 1953 году Баталов получил предложение сниматься в фильме Иосифа Хейфица «Большая семья». Однако МХАТ пригрозил увольнением за отъезд из Москвы. Поддержка родителей помогла Алексею решиться на этот шаг, что стало важным этапом в его карьере. После этой роли последовало предложение сняться в «Деле Румянцева».
Тем временем в семье родилась дочь Надежда. Из-за проблем со здоровьем малышки жена Алексея с дочерью вернулась в Москву, а встречи с семьёй становились всё реже. Узнав о разводе, Алексей был подавлен. Мать успокаивала его, говоря, что Ира и Надя всегда будут частью их семьи. Однако со временем общение с дочерью прекратилось, когда у неё появился отчим.
Надежда окончила институт иностранных языков и родила дочь Екатерину. Баталов с горечью признавал, что считает себя виновным в разводе с Ириной, которой уже нет в живых.
Кино
Алексей Баталов уже обосновался в Ленинграде, когда получил предложение от Марка Донского сыграть Павла Власова в экранизации романа Горького «Мать». Это был новый вызов для Баталова, требовавший драматического мастерства, к которому он ещё не привык. Роль матери исполняла Вера Марецкая, что добавляло давления. Алексей опасался не справиться.
Перед началом съёмок Баталов переехал в Киев, где Донской заставлял его детально оттачивать каждую сцену. Баталов испытывал трудности, особенно в сцене с матерью, где нужно было заплакать. Он даже подумывал отказаться, но благодаря поддержке Веры Марецкой, которая сыграла сцену вместе с ним, его страхи были преодолены.
Следующей важной работой стала драма «Летят журавли», где зрителей поразила сцена гибели героя Баталова, Бориса. Оператор Сергей Урусевский создал эффект, когда над Борисом кружатся берёзы. На съёмках фильма Баталов серьёзно травмировался, упав в воду с палками кустов.
Лечение провёл опытный врач, который не только вылечил Баталова, но и обучил его тонкостям профессии хирурга для роли в фильме «Дорогой мой человек». Врач показал Алексею, как мыть руки, взаимодействовать с пациентами и руководить операциями. На съёмочной площадке Баталов продемонстрировал полученные навыки, и режиссёр Иосиф Хейфиц был в восторге от его подготовки.
Предательство
В этот период жизни Алексея Баталова произошла история, которая долгое время вызывала у него чувство глубокой вины, даже в зрелом возрасте.
На съемках фильма «Дорогой мой человек» в Ленинграде у Баталова завязался страстный роман с Ольгой Заботкиной, звездой Мариинского театра. Балерина, красивая и независимая, к тому времени была на пике популярности после премьеры «Двух капитанов». Она, очарованная актером, всерьез рассчитывала на будущее с ним, надеясь на брак.
Однако Баталов, осознав, что от него ждут серьёзных шагов, предпочёл разорвать отношения. Он чувствовал, что не готов к такой ответственности, к тому же его бытовая жизнь была совершенно неустроенной.
«Я не хочу портить тебе карьеру. И потом, тебе придётся уехать со мной в Москву. Готова ли ты всё бросить?»
— рассуждал Алексей.
После окончания съёмок Баталов молча собрал свои вещи и, не попрощавшись с Заботкиной, уехал в Москву. Первое время Ольга не понимала, почему любимый перестал звонить и появляться. Когда же правда дошла до неё, у неё случился нервный срыв. Но искать его она не стала.
«Даже не объяснился»,
— плакала она.
«Для меня его больше не существует. Я вычеркиваю его из жизни и никогда не прощу…»
Больше, чем кино
Алексей Владимирович Баталов подарил зрителям около трёх десятков незабываемых фильмов, в которых он не просто играл, а проживал свои роли. Например, для образа Гурова в чеховской «Даме с собачкой» Баталов отпустил бороду, научился сутулиться и даже носил туфли на два размера больше, чтобы его походка казалась тяжелее и солиднее.
В этот период у актёра диагностировали туберкулёз глаза, и режиссёр Иосиф Хейфиц был вынужден приостановить съёмки на два года. Баталов проходил серьёзное лечение, а Хейфиц всё это время ждал, не имея никаких гарантий, что актёр поправится и вернётся к работе.
Во время съёмок фильма «Девять дней одного года» Баталов имел уникальную возможность общаться с учёными, работающими в секретной области ядерной физики. Съёмки проходили на реальных объектах под строгим наблюдением сотрудников КГБ.
На съёмках фильма «Звезда пленительного счастья» Баталов получил серьёзную травму. По задумке авторов, над головой его героя, князя Трубецкого, должна была сломаться шпага. Однако что-то пошло не так, и шпага упала на него всей своей тяжестью. В финальную версию фильма вошёл именно тот кадр, где по лицу героя стекает настоящая кровь, что только усилило реализм сцены.
Алексей Баталов долго отказывался сниматься в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Изначально сам Меньшов хотел сыграть роль Гоши, но в последний момент передумал и решил, что эта роль лучше всего подойдёт Баталову. Уговоры продолжались долго, но в итоге Баталов согласился, и это решение полностью оправдало себя. Несмотря на то, что высокопоставленные лица в Советском Союзе картину не оценили, фильм обрёл невероятную популярность и всенародную любовь.
Однако съёмки не прошли без происшествий. Во время работы над фильмом Баталов серьёзно повредил гортань, из-за чего ему пришлось на долгое время лечь в больницу.
Помимо актёрской карьеры, Алексей Владимирович успешно изучал режиссёрское мастерство на Высших режиссёрских курсах. Идею для дипломного фильма ему подсказала Анна Ахматова. Так появился фильм «Шинель», в котором сыграли потрясающие актёры Юрий Толубеев и Ролан Быков. Особенную роль в успехе фильма сыграл Быков, который своим талантом сумел компенсировать недостатки съёмочного процесса, такие как маленький бюджет и слабые декорации.
Позже Баталов снял ещё две киноленты: «Три толстяка», сценарий к которому он написал вместе со своим братом Михаилом, и «Игрок».
Гитана
Ещё будучи женат на Ирине, Алексей Баталов обратил внимание на Гитану Леонтенко — наездницу и акробатку в ленинградском цирке, но оставался верен жене. После развода он часто возвращался в цирк, чтобы вновь увидеть Гитану. Лишь спустя десять лет после их первой встречи Баталов признался ей в чувствах.
С тех пор они стали неразлучны. Семья Баталова поначалу скептически восприняла его выбор, но постепенно Гитанна нашла с ними общий язык. В 1963 году они тихо расписались, а вскоре у них родилась дочь Маша с диагнозом ДЦП. Несмотря на это, Маша совершила чудо: окончила сценарный факультет ВГИКа, выпустила книгу сказок, выучила французский язык.
*
Алексей был невероятно горд дочерью и сам иллюстрировал её книгу, используя навыки рисования, которым обучился у своего тестя Константина Ротова. Баталов и Гитанна прожили вместе 50 лет, и она всегда поддерживала спокойствие и мудрость в их отношениях, даже когда ей сообщали о возможных внебрачных детях мужа, просто вешая трубку. Их брак был основан на доверии и любви.
Мало кто знал, что последние пятьдесят лет своей жизни Алексей Владимирович Баталов боролся с туберкулёзом глаза. Несмотря на это, он продолжал творить. Рисунки к сказкам своей дочери он создавал уже практически незрячим, надевая две пары очков и используя лупу, чтобы хоть как-то видеть свои работы.
За пять месяцев до своей смерти Баталов упал и сломал шейку бедра. Боль была нестерпимой, но он стойко переносил страдания, не жалуясь. Даже в такие трудные моменты он сохранял свою силу духа.
Когда близкие приходили навестить его в больнице, он всегда с нежностью притягивал к себе Гитану, свою жену, и тихо шептал ей что-то на ухо. Он прощался с ней, оставляя в этих шёпотах свои последние слова любви и благодарности.