его партнёрша захотела уйти из спорта, он попытался продолжить с другой, но новая пара не сложилась.
Идея сделать фильм о фигурном катании, в конце шестидесятых ставшем очень популярным, появилась у писателя и журналиста Цезаря Солодаря, сотрудничавшего в том числе и с газетой «Советский спорт».
Помощь в написании сценария Солодарю оказал именитый коллега Юрий Нагибин, уже многажды работавший для кино. Так и появился
сюжет о паре Берестовых, которая не слишком успешно выступила на дебютном для себя чемпионате Европы, заняв всего лишь (!) третье место. После этой неудачи Елена и Сергей стали регулярно ссориться, тренировки начали превращаться в мучение и фигуристы решили расстаться, причём не только как спортсмены, но и как супруги.
Пока Елена восстанавливалась, Сергей попробовал встать в пару с коллегой, но в итоге всем, и прежде всего самим Елене и Сергею, стало очевидно, что они должны быть вместе и на льду, и в жизни.
Сценарий утвердили на «Ленфильме», отдав Виктору Соколову. Его репутация была слегка подмочена: несколькими годами ранее вышла его драма «Друзья и годы», вызвавшая противоречивые отзывы и попавшая в опалу.
В новой работой Виктор Соколов сделал любопытный ход: несмотря на то, что фильм игровой, он снят как почти документальный.
Диалогов здесь очень мало, зато много фигурного катания, общих планов и эпизодов, где есть герои, но, по большому счёту, ничего не происходит. Кажется, что камера просто следует за парой, запечатлевая их будни: тренировки, выступления, прогулки, общение.
В общем, не стоит ждать от «Голубого льда» накала страстей и истинных драм, это кино скорей беэмоциональное, зритель здесь — не соучастник, а сторонний наблюдатель.
Актёрам на съёмках работалось легко. Для Александра лёд был родной стихией, а Наталья хоть и связала жизнь с балетом, начинала всё же как фигуристка. Даже Александр Роу, пригласивший артистку в «Морозко», впервые увидел её именно на льду.
Дублёрша Наталье Седых не требовалась: она всё сделала в кадре сама.
Кстати, появилась в фильме и ещё одна спортивная звезда — молодая фигуристка Тамара Москвина, которая прокомментировала выступление Берестовых. Сейчас Тамара Москвина — знаменитый на весь мир советский и российский тренер.
Когда «Голубой лёд» вышел, его тут же упрекнули в техническом несовершенстве. И упрекают поныне, и вполне справедливо.
С точки зрения знатоков и истинных ценителей фигурного катания в фильме полно огрех:
спортсмены выступают с обязательными программами в затемнённом зале, судьи выходят на лёд показывать оценки, потом спортсмены сами ставят себе программу (а где в это время тренер, непонятно).
И по сегодняшним меркам выступления Берестовых очень незамысловаты: в них нет ни прыжков, ни сложных поддержек (я поначалу даже думала, что Берестовы — танцоры на льду, а не фигуристы).
Зато те, кто следил за миром спорта в шестидесятые-семидесятые-восьмидесятые, наверняка вспомнят, как зачастую гнусавый голос через несколько минут после выступления диктовал оценки five-seven, five-six, five-eight…. И как все ждали six-O! Помните?
В целом «Голубой лёд» почти не заметили. Причина была в том, что история получилась полудокументальной, ей не хватило горячности, азарта, спортивной и жизненной ярости, которые могли бы увлечь обычного зрителя.
Для Александра Горелика фильм стал единственным опытом в кино, он продолжил спортивную работу как тренер и комментатор. Наталья Седых сделала выбор в пользу балета и изредка появлялась в кинофильмах, для зрителей навсегда оставшись Настенькой.
А вы занимаетесь спортом? Я пять раз в неделю бегаю по десять километров, присоединяйтесь!