Драма «Голос»: неприглядные правила игры кинематографа

Эта работа стала последней для режиссёра Ильи Авербаха, спустя три года он ушёл из жизни всего в 51 год. Карьера режиссёра, который поначалу мечтал быть врачом, а вовсе не кинематографистом, вообще сложилась удивительно:

на его счету чуть меньше десятка лент, и ни одна не оказалась проходной. По странному стечению обстоятельств первый и последний фильмы Авербаха были посвящены тому, что он знал досконально:

первая картина, «Степень риска» (1969), рассказывала о выдающемся хирурге, последняя, «Голос» (1982), — о том, как делают кино.

Сценарий для фильма о фильме написала Наталия Рязанцева, жена и соратница режиссёра. По её сценарию был снят один из предыдущих фильмов Авербаха, «Чужие письма» (1975).

Супруги умели работать вместе и понимали друг друга, и на этот раз проблем с реализацией задумки Натальи тоже не было.

В «Голосе» авторы намеревались показать закулисье своей работы, то, о чём хорошо знают киношники, а зрители лишь могут догадываться.

Кстати, лент о том, как делают кино, в советском кинематографе было не так много, поэтому-то «Голос» оказался любопытным.

Сюжет вертится вокруг работы над фильмом «Её голубые глаза».

Съёмки завершены, идёт озвучание, но постоянно возникают проблемы: пропал композитор, оператор уезжает, главная актриса заболела и не может закончить озвучание героини, сценаристу не нравится, что режиссёр многое переделал. При этом сам

режиссёр буквально ночует в монтажной, а его помощница находится в постоянном цейтноте, пытаясь решить все проблемы разом.

Роль режиссёра Сергея в «Голосе» сыграл Леонид Филатов, популярность которого зашкаливала, ведь только что вышел драматичный «Экипаж» (1979).

Правда, если у Александра Митты Леонид Филатов предстал в образе ветреного обольстителя и гуляки, который в сложный момент всё-таки способен на поступок, у Авербаха актёр

сыграл мятущегося человека, который понимает, что он на грани провала, но всё равно пытается бороться.

Такие серьёзные и глубокие роли в карьере Леонида Филатова, к счастью, бывали, и Авербах вновь дал ему возможность сыграть психологично, показать не внешнюю, а внутреннюю сторону персонажа.

Помощницу режиссёра Анну сыграла Елизавета Никищихина. Её героиню недолюбливают, хотя она отлично делает свою работу, но, возможно, иной раз с перегибами.

В отличие от партнёра Леонида Филатова Елизавета Никищихина главные роли играла нечасто, но Илья Авербах актрисе доверился и не напрасно: её Анюта — натура и в самом деле противоречивая, но назвать её неприятной язык не поворачивается.

Ну а главная героиня и «Голоса», и «Её голубых глаз», который никак не завершит Сергей, — это Наталия Сайко. Именно она сыграла Юлю Мартынову,

актрису, которой поставлен опасный диагноз, в который она, похоже, не верит и относится легкомысленно. А может, напротив, понимает, что финал близок, поэтому стремится успеть как можно больше.

Наталия была хорошо известна зрителям, одной из её самых звёздных работ стала Тоня Туманова в эпопее «Как закалялась сталь» (1973), но поработав в кино ещё десять лет, Наталия сниматься перестанет.

Вопреки бытующему в актёрской среде поверью, что сниматься в образе умирающего/умершего не следует, актриса не побоялась сыграть роль обречённой (ближе к финалу её героиня всё-таки умирает, а коллег, которые любой ценой должны окончить фильм, встречает её траурный портрет.

К счастью, Сайко это никак не повредило.

В других ролях появились Татьяна Догилева, Елена Сафонова, Татьяна Лаврова, в те годы снимавшаяся очень редко и отдававшая предпочтение театру, Татьяна Кравченко, Всеволод Шиловский.

В роли неуловимого композитора снялся известный актёр-эпизодник Сергей Бехтерев (ходят слухи, что прототипом его героя был знаменитый ленинградский композитор и актёр Олег Каравайчук), а сценаристом стал Георгий Калатозишвили, сын патриарха советского кино Михаила Калатозова.

Георгий, к слову, был настоящим многостаночником: начинал как оператор, потом стал режиссёром, писал сценарии. А вот перед кинокамерой он оказался лишь однажды, как раз в фильме «Голос».

В эпизодах ищите Татьяну Панкову, Михаилу Глузского и Аллу Осипенко, легенду ленинградского балета, которая дебютировала у Авербаха как актриса драматическая в возрасте 50 лет.

Режиссёр, его помощница, сценарист, композитор, пришедшая на помощь подруга Юли, которая озвучивает героиню «Её голубых глаз» вместо неё, и актриса-дублёр Юли всё же заканчивают работу. В окончательном варианте лента получает название «Правила игры».

Но премьера пройдёт уже без главной актрисы, и шикарное вечернее платье, которое подарил ей муж, она так и не примерит.

Премьера «Голоса» прошла 18 декабря 1982 года в ленинградском Доме кино. Фильм не претендовал на хитовость, это была картина не для развлечения, а для размышлений, как, впрочем, и другие фильмы Ильи Авербаха.

На этот раз у него получилась история о героях, которые были на экране сами собой, хотя сюжет никак не затрагивал детали личной жизни Леонида Филатова, Натальи Сайко, Елизаветы Никищихиной и всех других артистов. Тем не менее

кинематографисты, такие разные, со своими причудами и претензиями, но вместе создающие кино, остались по одну сторону экрана, оставив по другую зрителей, открывших для себя отнюдь не красочные и далеко не самые привлекательные стороны кинематографа.

А вам когда-нибудь хотелось быт актёром?

Оцените статью
Драма «Голос»: неприглядные правила игры кинематографа
Настя Ивлеева открыла свой секрет быстрого и экстремального похудения