Фильм, где самая молодая сталинская лауреатка сыграла первую и последнюю большую роль

Мелодрама «Машенька» режиссёра Юлия Райзмана вышла в 1942 году, и финальная её часть рассказывала о войне. Но не Великой Отечественной, как помнится многим, а о Финской, ведь снимать ленту начали в 1940-м, когда Великая Отечественная ещё не началась.

Сценарий написали Евгений Габрилович и Сергей Ермолинский. И если

для Габриловича это была одна из первых работ, то Ермолинский был уже автором именитым. С Юлием Райзманом он сотрудничал ещё с двадцатых годов и написал для не него не один сценарий.

Увы, в 1940 году Сергей Ермолинский попал под арест, его имя исключили из числа авторов и довольно долго считалось, что сценарист у фильма один — Евгений Габрилович.

Вообще же идея сделать фильм, где на первом плане будет хрупкая современница, не активист или передовик, а самая обычная девушка, родилась у самого Юлия Райзмана в конце тридцатых.

Он уже приметил в группе своих учеников в киношколе при «Мосфильме» необычную ученицу — Валентину Караваеву.

В жизни Валентина была скромной, тихой и неприметной, но стоило ей выйти перед группой и начать играть, как она тут же преображалась и становилась яркой и озорной и моментально приковывала внимание всех, кто был рядом.

Райзман познакомил Караваеву с Габриловичем и у и сценариста, увидевшего, на что способна актриса, сразу же сложился образ Машеньки.

Но позже сценарий не раз переделывали, меняя сюжетные линии и финал. Коррективы вносили даже после начала съёмок, и в конце концов

финал оставили открытым, который каждый зритель может трактовать по-своему.

На главные роли Райзман взял безвестных дебютантов. Поскольку изначально он хотел видеть в роли Машеньки Валентину Караваеву, она была первой, кто попал на пробы. Увы,

актриса выглядела на пробах крайне неубедительно, поэтому расстроенный режиссёр начал пробовать других исполнительниц.

Но Валентина уговорила Юлия Райзмана дать ей второй шанс и на повторных пробах сделала всё блестяще. 20-летнюю актрису утвердили.

В роли её возлюбленного Алексея, разухабистого парня, до поры до времени плывущего по течению, появился Михаил Кузнецов.

В будущем он превратится в одного из любимцев зрителей, а его Солдат в киносказке «Марья-искусница» (1956) режиссёра Александра Роу станет образцовым борцом с волшебным злом. Пока же Михаил — начинающий актёр с парой незначительных ролей в активе.

Отдельно отмечу Веру Алтайскую, исполнительницу роли красавицы-обольстительницы Веры, из-за которой Маша и Алексей расстались.

В этой яркой девушке с модной укладкой и роскошном вечернем платье никак не узнать пьянчужку Анну Шкапидар, она же мать-ехидна, из мелодрамы «Евдокия» (1961)!

В совсем небольших ролях в «Машеньке» появились актёры, которых в будущем будут боготворить: Евгений Самойлов, Алексей Консовский, Владислав Стржельчик, Николай Гриценко, Георгий Светлани.

Снимать фильм начали на «Мосфильме», часть съёмок прошла в павильонах, часть — на улицах, а потом группа переместилась в Выборг. Туда Райзман с группой отправился, чтобы снять новый финал.

В первом варианте Маша и Алексей мирились на лавочке в городском парке, объяснялись в чувствах и дальше шли по жизни вместе.

Но реальность внесла коррективы: началась Финская война. Её пришлось ввести в действие, и после завершения боёв

в марте 1940 года группа начала снимать военные эпизоды в заметно пострадавшем выборге.

Сам Райзман таким поворотом доволен не был. Позже он говорил, что фронтовые эпизоды создавались в искусственной обстановке, при этом ни у самого режиссёра, ни у его коллег не было ни боевого опыта, ни личных впечатлений. Из-за этого

сцены получались недостоверными, и Райзман прекрасно это видел. Но зрители и критики потом простили киношникам эти условности

и не заостряли внимание на том, что последняя часть ленты выглядит немного притянутой.

Летом 1941 года, когда работа над фильмом ещё не завершилась, началась Великая Отечественная война, поэтому кинематографисты отправились в Алма-Ату, где продолжили работу.

Режиссёр в те месяцы сильно сомневался, нужна ли будет зрителям его мелодраматическая лента, когда вокруг бушует война, солдаты гибнут,

а родственники получают похоронки. Но когда в 1942 году «Машенька» всё-таки вышла, оказалось, что именно такие, нежные, чувственные, душевные истории необходимы людям.

Истории, которые хоть на час-полтора отрывают от ужаса происходящего и вселяют надежду, что когда-то мир всё же вернётся.

В 1943 году сценарист Евгений Габрилович, режиссёр Юлий Райзман и актриса Валентина Караваева получили Сталинскую премию второй степени за фильм «Машенька». Сергея Ермолинского, к тому моменту уже оправданного, в список награждённых не внесли.

Валентина Караваева поставила своего рода рекорд: Сталинским лауреатом она стала всего в 21 год, став самой молодой актрисой, удостоенной этой награды. Рекорд так никто и не побил.

Но, к сожалению, жизнь актрисы, так успешно и радостно начавшись, сложилась непросто. Во время следующих съёмок у Райзмана Валентина попала в автокатастрофу, и полученная травма изуродовала её лицо. Путь на экран был закрыт.

Караваева нашла себя в озвучании: её голосом в советском прокате говорили голливудские дивы Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Бетт Дэвис. Позже Валентина принимала активное участие в радиопостановках и, уверена, те, кому сейчас больше 40, глубокий красивый голос актрисы узнают безошибочно.

Но на экране Валентину Караваеву видно почти не было. Лишь через 20 лет, в 1964 году, Эраст Гарин пригласил её на роль Эмилии в «Обыкновенном чуде», и для актрисы, и для зрителей это стало настоящим праздником.

Сейчас «Машенька» абсолютно справедливо числится в списке лучших советских фильмов. И пусть она немного наивна, а сама Машенька бесхитростна и где-то даже простодушна, это фильм честный, прямой и оптимистичный.

Не знаю, часто ли показывают его по тв (предполагаю, что нет), но показывать его точно надо.

Оцените статью
Фильм, где самая молодая сталинская лауреатка сыграла первую и последнюю большую роль
«Страшная ошибка молодости». Сын звезды фильма «Интердевочка» пожалел, что покрыл 70% тела татуировками