1 мая лётчик из США Фрэнсис Гэри Пауэрс пересёк границу Советского Союза с целью сбора разведданных. Самолёт Паэурса был сбит, сам пилот выжил.
В ходе следствия и во время суда он дал признательные показания, хотя изначально, когда в ЦРУ операция по внедрению самолёта готовилась, предполагалось, что Пауэрс ни при каких условиях не попадёт в руки советских военных и КГБ.
Спустя четверть века появилась лента «Мы обвиняем» (1986), которая бесстрастно изложила события.
Фильм снят близко в жанру докьюментари, когда всё произошедшее воспроизводится максимально близко к реальности и с использованием хроники.
Сценарий о нашумевшей истории написали Борис Антонов и Иван Менджерицкий. Оба были уже опытными авторами, давно связанными с кино.
А ставить фильм, изначально называвшийся «Государственный обвинитель», поручили режиссёру Тимофею Левчуку, уже много лет работавшему на киностудии имени Довженко.
Там и начали снимать «Государственного обвинителя». Тимофей Левчук считался мастером кино социально-политического, специалистом по картинам эпичным и масштабным, и новая работа вполне вписывалась в это амплуа.
Левчук с самого начала решил, что в кадре будут не очень известные исполнители: это должно было помочь зрителями воспринимать происходящее на экране объективно, абстрагировавшись от знакомых лиц и привычных амплуа.
Тем не менее, знаменитости всё же в кадре были. Так, Николай Засухин сыграл шефа ЦРУ Аллена Даллеса, Павел Махотин — генерала Виктора Борисоглебского, председателя суда на процессе ауэрса, латвийская красавица Мирдза Мартинсоне — жену Пауэрса,
её землячка Эльза Радзиня — мать Пауэрса, литовец Ромуальдас Раманаускас — американского разведчика Коллинза.
Главную же роль, лётчика Паэурса, оказавшегося в центре фильма, получил Ремигиюс Сабулис, 30-летний литовский актёр из Каунаса, выпускник Вильнюсской консерватории.
Советским зрителям он тоже был знаком: недавно вышла телеэкранизация романа Ирвина Шоу «Богач, бедняк…» (1982), где Ремигиюс замечательно сыграл главную роль.
Очень долго искали актёра на другую ключевую роль — Романа Руденко, генерального прокурора СССР. Сам Руденко в 1981 году ушёл из жизни, на для послевоенного поколения это была фигура знаковая: именно
Роман Руденко был главным обвинителем от СССР на Нюрнбергском процессе.
Съёмочная группа много работала с с документами, связанными с Руденко, режиссёр встречался с его семьёй и коллегами, чтобы узнать о генерального прокуроре СССР как можно больше.
Параллельно шёл поиск претендента, но Левчук отвергал кандидатов и буквально в последний момент, за несколько дней до начала съёмок, приглашение получил Сергей Яковлев.
У актёра почти не было времени на вживание в роль, поскольку работа над фильмом началась сразу со съёмок эпизодов в суде, кульминационных сцен картины, но Сергей Яковлев был действительно профессионалом, владевшим самыми разными актёрскими приёмами и человеком огромной эрудиции.
Тимофей Левчук считал большой удачей, что ему удалось найти такого исполнителя, к тому же внешне Яковлев чем-то походил на Руденко, что добавляло кадрам достоверности.
Создавали «Мы обвиняем» в павильонах киностудии имени Довженко, а заседание суда, проходившее в августе 1960 года в Колонном доме Союзов, снимали прямо в этом историческом помещении, пригласив огромную массовку.
Завершив работу в Москве, группа отправилась в Венгрию, где сняли сцены, происходившие за границей.
Большую помощь оказал авторам главный консультант — государственный советник юстиции I класса Николай Александрович Баженов, в те годы бывший первым заместителем генпрокурора СССР.
Режиссёр Тимофей Левчук активно использовал в картине архивные кадры. С них, собственно, и начинается фильм, сразу обозначая направление повествования.
Также в ленте звучит закадровый голос, комментирующий хронику и озвучивающий часть событий и мысли Пауэрса. Поначалу мне показалось, что текст читает Василий Лановой, но потом стало очевидно, что это не он.
Я так и не смогла понять, кто же стал голосом за кадром. У вас есть какие-то предположения?