Фильм про полярных лётчиков, подхвативший тему репрессий

Писателя Юлиана Семёнова больше знают как автора произведений детективных и политических, но были у него и книги совсем иного плана.

В 1962 году в журнале «Юность» была напечатана его повесть «При исполнении служебных обязанностей», произведение антисталинское, в котором раскрывалась тема репрессий и их последствий.

И почти сразу повестью заинтересовался режиссёр Илья Гурин. Он обратился к самому Семёнову, тот написал сценарий, который быстро одобрили на киностудии имени Горького.

Будущий фильм сохранил название повести — «При исполнении служебных обязанностей» и стал второй экранизацией Юлиана Семёнова.

Главные герои фильма — полярные лётчики. С их прототипами, да и с самой арктической природой Юлиан Семёнов был знаком:

он всю жизнь провёл в командировках, путешествовал по СССР и миру и как раз в начале шестидесятых побывал на севере. После этой поездки и родилась повесть.

По сюжету в экипаж опытного и уже немолодого пилота Павла Струмилина приходит молодой коллега — Павел Богачёв. Богачёв время от времени вспоминает лётчика Дёмина, с которым Струмилин был когда-то дружил.

Дёмин стал жертвой репрессий, и Струмилин винит себя в том, что в своё время не защитил друга.

А ещё Богачёв неуловимо напоминает ему товарища. Загадка раскрывается просто: Павел Богачёв — сын Дёмина, но носит другую фамилию, потому что после смерти матери оказался в детдоме.

На роль Павла Струмилина режиссёр утвердил Сергея Плотникова. Плотников был, в первую очередь, актёром театральным, в кино попал, уже отметив сорокалетие, так что на экране обычно представал зрелым персонажем, опытным, мудрым, способным посоветовать и помочь.

Таким Сергей Плотников оказался и здесь:

его Струмилин — честный человек, который много лет назад проявил слабость и не может себе этого простить. Он любящй отец, заботяшийся о дочери, но эта любовь не громкая и пафосная, а глубинная, идущая изнутри.

И, конечно, Струмилин влюблён в работу и ценит коллег, в том числе и молодого, иной раз дерзковатого, но энергичного и прямолинейного Богачёва. Кстати, с Сергеем Плотниковым Илья Гурин отлично сработался и позже снимал в других своих лентах.

В образе Богачёва предстал Лев Круглый. Его первая громкая роль случилась буквально за пару лет до этой картины — он сыграл Геннадия в мелодраме Анатолия Эфроса «Шумный день» (1960).

После этого Круглый был буквально нарасхват: ежегодно выходило по несколько фильмов с его участием. Но

в конце семидесятых Лев Круглый с семьёй решил оставить Советский Союз, и это решение негативно сказалось на судьбе картин, где он играл: они стали нежелательными в кино и на тв.

В какой-то степени пострадала и история Ильи Гурина: «При исполнении служебных обязанностей» показывали по тв редко, поэтому потихоньку зрители фильм стали забывать.

Также на экране появились Юрий Саранцев, Алексей Эйбоженко, Николай Парфнёнов, в эпизодах — Вадим Захарченко и дебютант Александр Январёв.

Роль дочери Струмилина Жени получила Марина Хатунцева, в совсем крошечной роли мелькнул Олег Видов,

а одной из статисток в ресторане стала будущая телезвезда Ангелина Вовк.

Ещё мне встретилась информация, что в маленькой сценке в самолёте снялся сам Юлиан Семёнов. Подтверждения я не нашла, хотя задремавший пассажир действительно очень похож на писателя.

Отдельное достоинство картины — арктические съёмки. Операторы неоднократно вылетали с пилотами, чтобы снять великолепные пейзажи, белоснежностью слепящие глаза.

Съёмки вели и из самолётов, и на льду, и эти моменты — настоящее украшение фильма.

Мне даже подумалось, что после просмотра таких лент люди могут навсегда влюбиться в романтику Арктику и авиации.

Лента «При исполнении служебных обязанностей» вышла в 1964 году. Её приняли ровно, хотя критики говорили, что в ней маловато драматизма, а финал смазан.

А режиссёр Илья Гурин почти сразу после премьеры принялся за новую работу в антисталинской духе — драму «Верьте мне, люди» (1965), и вот этот фильм стал уже куда более громким.

И вот ещё интересный момент. Не знаю, была ли это задумка режиссёра или это совпадение, но Струмилин и его дочь Женя живут в Москве по адресу улица Серафимовича, дом 2.

Да-да, это тот самый «дом на набережной», ставший своего рода мрачным символом репрессивных тридцатых.

В повести адрес не упоминается. Как вы думаете, Илья Гурин хотел на что-то намекнуть или это действительно совпадение?

Оцените статью