«Фокусник» — уникальный фильм Петра Тодоровского, снятый 55 лет назад

Надеюсь, что многие смотрели это фильм с Зиновием Гердтом в главной роли. Хотя картина была в ограниченном прокате, а по телевидению её вообще впервые показали лишь в конце 80-х годов.

Сейчас уже трудно сказать, что конкретно в 1967 году не понравилось цензорам. Уже в период «гласности и перестройки» один из авторитетных чиновников рассказывал, что в то время конкретно к фильму претензий почти не было.

А вот к 42-летнему режиссёру были вопросы, на которые тот отвечал не так, как бы хотелось руководству кино. Что под этим подразумевалось, он не объяснил. Но пострадал в итоге именно фильм.

Лично я считаю, что конец 60-х годов ознаменовал собой конец хрущевской оттепели и вхождение страны, и советской культуры в том числе, в другой период нашей истории.

Как однажды о нём выразился один из наших поэтов-шестидесятников, мол, гайки до конца закручивать не стали, но подтянули их так, что дышать стало трудно.

Поэтому в те годы фильм Тодоровского, что называется, попал под раздачу. Его не обвинили в антисоветчине, которой там не было, но поставили в укор, что и нужная идейная составляющая в этой картине тоже отсутствовала.

Я не буду рассказывать сюжет. Кто фильм смотрел, тот его знает, а кто не видел и захочет посмотреть, тому будет интереснее это сделать, не зная, о чём история.

Для меня фильм в первую очередь ценен тем, что его съёмки проходили непосредственно на улицах Москвы в период эпохальной брежневской перестройки центра столицы. Поэтому на кадрах есть та старая Москва, которую будущие поколения уже не захватили.

Большинство натурных съёмок проходили в районе Арбата. Именно в те месяцы, когда частично пропадал район старого Арбата и зарождался новый.

Я видел много фильмов тех лет и могу с уверенностью сказать, что картина «Фокусник» уникальна именно такими московскими видами.

Строительство знаменитого проспекта Калинина (ныне улица Новый Арбат). Вид сверху, с одной из высоток.

Лишь с годами я понял мысль Тодоровского, что обновление Москвы в фильме как бы перекликается и подчеркивает историю главного героя. Который тоже должен был перестроиться и шагать в ногу со временем.

Но он не может и не хочет это делать. И не потому, что он отсталый человек, а потому, что ему не всё нравится в этой новой, наступающей жизни. Возможно, именно это и не понравилось членам худсовета, которые в итоге не дали картине большой экран.

Но я хочу вернуться к теме «старой-новой» Москвы. Просто посмотрите эти кадры из фильма. Думаю, пожилым москвичам это будет особенно интересно.

На заднем плане стройка нового Арбата.
Одна из строящихся «книжек» Арбата. Вид из арки уцелевшего дома на Большой Молчановке.Вид на Новый Арбат со Спасопесковской площади.Прокладывается новый проспект. Строительный забор на Большой Молчановке. Вид в сторону области от дома 32 (справа).В фильме красиво показана Спасопесковская площадь и храма Спаса на Песках.Спасопесковская площадь и храм Спаса на Песках.Сквер напротив храма.Тот же сквер, но весной.Двор усадьбы Чернова по адресу улица Воровского, дом 11. Ныне это улица Поварская.Вид на ворота дома с улицы.

Фильм очень добрый, лиричный, с отличными актёрами и прекрасной режиссерской работой. Возможно, непонятный сегодняшнему поколению, но очень трогательный для поколения советских зрителей. Посмотрите, не пожалеете.

Оцените статью
«Фокусник» — уникальный фильм Петра Тодоровского, снятый 55 лет назад
«Под нож больше не лягу»: 10 звезд раз сделали пластику и зареклись экспериментировать