Комедия, над которой совсем не хочется смеяться

Главный герой комедии, снятой в 1983 году режиссёром Валерием Рубинчиком Александр Тихомиров готов поддерживать новоиспечённого зятя деньгами втайне от его жены, своей дочери, лишь бы тот не бросал занятие, которое по-настоящему любит, — писательство.

Ради того, чтобы близкий человек не жертвовал талантом, Тихомиров готов действовать в ущерб себе и супруге, стать истинным меценатом. Собственно, так и назывался сценарий, который написал драматург Валентин Черных, — «Меценат».

Но в процессе создания фильм переименовали в «Культпоход в театр», хотя новое название некоторых вводит в заблуждение, ведь

театр на экране появляется всего дважды — в начале и в конце.

Встреча таки разных творцов, как Валентин Черных и Валерий Рубинчик, — это причудливая игра судьбы.

Черных всегда придумывал персонажей ярких, решительных, сильных

— именно такими были главные герои только что прогремевшей и получившей «Оскар» мелодрамы «Москва слезам не верит» (1979), для которой он создал сценарий.

Рубинчик всегда отличался поэтичностью, выраженной лиричностью, любил околдовать зрителей сюжетами.

В начале восьмидесятых его имя тоже звучало громко — недавно вышла поставленная им мистическая лента «Дикая охота короля Стаха», собравшая массу призов на кинофестивалях.

Но всё же каким-то образом Черных и Рубинчик сошлись и результатом их сотрудничества стала

история, где лиричные и вроде бы мягкие, но с твёрдым стержнем оказались в атмосфере пасторальной, чуть туманной, где явь едва заметно окрашена лёгкой выдумкой.

Кстати, несмотря на то, что «Культпоход в театр» заявлен как комедия, смеяться там особо не над чем. Это скорей мелодрама, над которой можно иногда улыбнуться, но куда больше она заставляет погрузиться в себя и задуматься о собственном пути.

Центральную роль Валерий Рубинчик предложил минскому театральному актёру Юрию Ступакову. Ступаков в кино снимался уже двадцать лет, в его фильмографии были уже десятки картин, но главную роль он получил впервые.

Сам артист предложение принял сразу: Александр симпатизировал творчеству Рубинчика, а «Дикая охота короля Стаха» привела его в восторг. Хотя в личности режиссёра Ступаков слегка ошибся:

по картинам казалось, что на площадке царит атмосфера лёгкости, что всё делается буквально на одном дыхании. В реальности же, как рассказывал сам Александр, Валерий Рубинчик работал очень кропотливо, много репетировал и обсуждал с исполнителями персонажей, доводя интонации до идеала и ювелирно отшлифовывая эпизоды.

По сюжету Александр Тихомиров, механизатор из села Белые Озёра, после посещения театра знакомится с драматургом Скоробогатовым, чью пьесу только что посмотрел.

Тихомиров проникается симпатией к чудаковатому, но доброму писателю, приглашает его в деревню и селит в своём доме.

Правда, супруга Полина, с которой у Тихомирова и так непростые отношения, этим фактом недовольна. К тому же к родителям и города приезжает дочь Аня, только что расставшаяся с женихом.

Параллельно развиваются события и в деревне. Из-за местной портнихи-модистки в одной семье случился раздор: муж влюбился в эту самую разлучницу и того гляди семью бросит.

В историю в той или иной степени включены почти все жители: кто-то осуждает модистку, кто-то поддерживает третьи просто наблюдают.

Сама модистка, к слову, не так уж и коварна: это просто обделённая любовью и обманутая жизнь женщина, ищущая обычного человеческого тепла. Все эти нити сплетаются в странный зыбкий узор, который потихоньку меняется, меняя и участников.

Роль мнительного, не уверенного в себе, но определённо даровитого писателя сыграл Евгений Стеблов. Он тоже согласился быстро:

актёр тогда пробовал себя в прозе и ему было любопытно сравнить собственные ощущения как начинающего автора с теми, что приписал персонажу Валентин Черных.

Мужа, мечущегося между женой и модисткой, изобразил Игорь Класс,

а в роли жениха, брошенного Аней Тихомировой, появился Виктор Ильичёв, регулярно игравший роли второго плана.

Женские роли распределились между Валентиной Талызиной, ревнивой и, похоже, сильно уставшей от бытия Полине, жене Тихомирова, их дочь Аню сыграла Марина Шиманская, бывшая тогда на пике популярности после участия в комедии «Берегите женщин» (1981).

А разлучницей-модисткой стала Валентина Шендрикова, жена Валерия Рубинчика, появлявшаяся почти во всех его фильмах.

Снимали «Культпоход в театр» на киностудии «Беларусьфильм», где Валерий Рубинчик тогда был худруком.

Замечательную натуру, сельско-идиллическую, создающую элегическое настроение, столь ценимое режиссёром, нашли в Гомельской области, там группа и провела летние месяцы 1982 года, чуть захватив осень.

Эпизоды в помещениях позже доделали в павильонах и в 1983 году комедия вышла в прокат.

В отличие от предыдущих работ Черных и Рубинчика хитом «Культпоход в театр» не стал. Не стал он даже успешным в тогдашнем прокате:

история о творческих людях, решающих, что важнее, талант или реальность, не привлекла большого внимания ни аудитории, ни критиков. Сегодня эта лента тоже не входит в число самых любимых и часто показываемых, хотя вряд ли заслуженно.

А ещё я заметила любопытное совпадение. Главный герой «Культпоход в театр» — механизатор Александр Тихомиров.

В «Москва слезам не верит» героиню звали Александра Тихомирова (дочь Катерины, сыгранной Верой Алентовой). Забавно, что при всём обилии имён и фамилий Валентин Черных выбрал именно эти.

Оцените статью
Комедия, над которой совсем не хочется смеяться
«Волосы салом намазаны?»: новый образ супруги Николаева вызвал неоднозначные эмоции поклонников