Королева Оперетты Татьяна Шмыга: её судьба, почему после трёх браков у артистки нет детей и о заболевании

Татьяне Шмыге удалось стать королевой оперетты и просто легендой. От одного её имени на афишах, билеты моментально раскупали. Благодаря своему таланту, самоотдаче и любви к оперетте, она так полюбилась народу и была признана одной из лучших.

При этом артистку всегда обижало то, что оперетта считалась для многих «простым» жанром. Она удивлялась, мол, неужто любые артисты могут с лёгкостью и одинаково-талантливо петь, играть да танцевать.

Как бы там ни было, в этой статье мы хотим вам детально раскрыть о том, как складывалась жизнь этой культовой дивы.

Татьяна Шмыга

Татьяна Ивановна Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в Москве. Её детство можно было назвать благополучным, если бы не военные годы: семья жила очень дружно, в достатке (отец работал зам. директора крупного завода). Из книги Татьяны Шмыги «Счастье мне улыбалось»: «Мои родители были люди просто замечательные — красивые, добрые. И очень дружные: их отношения между собой — одно из самых светлых моих воспоминаний»

Родители любили искусство, театр, устраивали домашние музыкальные вечера с прослушиванием пластинок, песнями и танцами. Татьяна также принимала участие в этих вечерах. Гости часто отмечали необычно сильный голос девушки и советовали ей заняться вокалом, хотя она была настроена на совсем другую профессию – адвоката. Все же Татьяна начала заниматься с педагогом, но как только пение полностью захватило ее, судьба приготовила первое испытание. Татьяну стали беспокоить сильные боли в горле, врач дал неутешительный совет:

Таня, не начинай петь. Весь твой голосовой аппарат от природы устроен так, чтобы ты не пела. Если начнешь петь, то всю жизнь будешь мучиться.

Татьяна Шмыга

Тогда Татьяна не смогла отказаться от мечты и на свой страх и риск поступила в Музыкальное училище им. Глазунова, где ее подхватила легендарная певица и педагог Дора Белявская. Именно она научила студентку справляться с непокорными связками, тем самым немного сгладив врожденные особенности, о которых говорил врач. Также Дора Белявская посоветовала вместо любимых Татьяной романсов обратить внимание на оперетту. Ведь именно этот жанр сочетал в себе всё то, в чем была сильна Татьяна: драматическую игру, танцы и пение. Татьяна, как всегда, доверилась педагогу, но могла ли она предположить, что вскоре станет «королевой оперетты»?

После обучения Татьяна Шмыга была принята в Московский театр оперетты, ставший для нее вторым домом. Её творческая биография началась в оперетте «Фиалка Монмартра», где Татьяна чудесно исполнила роль Виолетты. Труппа приняла Татьяну с радушием и теплом, это был коллектив артистов, живших опереттой, в нем Татьяна Шмыга познала настоящее творческое счастье.

Татьяна Шмыга

Что же касается счастья личного, то еще во времена студенчества умением Татьяны зажигательно танцевать был очарован журналист Рудольф Борецкий. Симпатичный, прекрасно образованный молодой человек красиво ухаживал и сумел покорить сердце начинающей певицы. Сыграли свадьбу, которую затем станут называть скоропалительной.

Кстати, именно во время первого брака Татьяна, находящаяся тогда в начале творческого пути, задумалась о смене своей неблагозвучной фамилии на Борецкую. Отговорил певицу один из корифеев Театра оперетты:

Танечка, вам важно не поменять фамилию, а сделать из нее имя.

Брак Рудольфа Борецкого и Татьяны Шмыги продержался два года. Детей у пары не было. Молодые люди оба с головой ушли в профессиональную реализацию, позабыв друг о друге. Рудольф пропадал на телевидении, Татьяна – в театре. В театре Татьяна встретила другого человека, увлеченного опереттой так же, как и она. Им был Владимир Канделаки. Любимый ученик Немировича-Данченко был назначен на должность главного режиссера Театра оперетты.

Татьяна Шмыга и Владимир Канделаки

Канделаки был талантливым артистом, певцом, с прекрасным чувством юмора и умел очаровывать женщин. С первого дня появления в театре он не давал Татьяне прохода. Влюбившись в молодую артистку, Канделаки караулил ее на улице, предлагал подвезти до дома, а если та отказывалась, то плелся за ее троллейбусом на машине. Режиссера не смущала ни 20-летняя разница в возрасте, ни наличие у него жены и детей. Постепенно чувства Владимира и Татьяны стали взаимными, и Татьяна согласилась на брак.

Впоследствии именно при Канделаки Шмыга достигнет пика своей карьеры, станет настоящей звездой оперетты, исполнив свои лучшие роли. А сначала в театре их брак был принят в штыки: «Молодая актриса окрутила режиссера, чтобы заполучить все главные роли». Татьяна рассказывала, что в театре появилось много завистников. Канделаки же держал ее «в черном теле», чтобы пресечь пересуды. Татьяне как жене режиссера запрещалось даже болеть.

Татьяна Шмыга

Все знаковые роли в классических постановках отдавались другим актрисам, ей же приходилось играть в нелучших образцах советской оперетты. Это был идеологически верный, но очень слабый с точки зрения драматургии материал. Но Шмыга все равно находила убедительные краски для каждой своей героини, работала над образами.

Отрывок из книги Татьяны Шмыги «Счастье мне улыбалось»

И такая самоотверженность дала свои плоды. От роли к роли Шмыга совершенствовала свое мастерство. Произошёл большой творческий рост актрисы, а ее поход к работе во многом определил дальнейший путь развития советской оперетты. Бо́льшее внимание стало уделяться глубине содержания, проработке характеров героев, пластике, поддержанию эмоционального накала и яркости, праздничности постановок.

Зритель по достоинству оценил талант Татьяны Шмыги, на всех спектаклях с ее участием в зале не находилось свободных мест. С полным правом Татьяна стала примой Театра оперетты, исполнив свои лучшие роли: «Весёлая вдова» — Валентина, «Бал в Савойе» — Дэзи, «Цирк зажигает огни» — Глория Розетти, «Летучая мышь» — Адель, «Моя прекрасная леди» — Элиза, «Вестсайдская история» — Мария.

Татьяна Шмыга

Для широкой аудитории по радио транслировались аудиоспектакли с участием Татьяны, ее арии и дуэты. Вместе с театром она много гастролировала как по городам Советского Союза, так и за границу. Побывала во многих странах соцлагеря, в Бразилии, США.

Снималась Татьяна и в кино, на ее счету 20 киноработ. Звездной ролью стала роль певицы Луизы Жермон в музыкальном фильме «Гусарская баллада». Зрители с восторгом слушали романс, который вмиг стал хитом 60-х. Отовсюду можно было услышать: «Я пью всё мне мало, уж пьяною стала…». Прекрасную комедию Эльдара Рязанова любят и смотрят до сих пор.

Кадры из к/ф «Гусарская баллада». Татьяна Шмыга, Юрий Яковлев, Лариса Голубкина

Очень часто Татьяну Шмыгу приглашали на программу «Голубой огонёк», где она не только пела популярные произведения, но и была ведущей праздничного концерта. За огромный творческий труд в 1969 году Татьяна Шмыга, единственная артистка, работавшая в жанре оперетты, была удостоена звания Народной артистки РСФСР.

Достигнув высот в профессии, Татьяна долгие годы не была счастлива в личной жизни. По ее словам, из 20 лет брака с Владимиром Канделаки, она любила первые 5 лет. Детей у пары также не было. В браке её держали сначала авторитет Канделаки как наставника, а затем привычка. Когда Владимира попросили освободить должность руководителя после 10 лет работы, Татьяна не последовала за мужем, как он того хотел: на ней держался репертуар. Это еще больше разобщило супругов.

Татьяна Шмыга на сцене

Актриса не побоялась начать жизнь сначала. В 48 лет Татьяна встретила своего третьего мужа – композитора и дирижёра Анатолия Кремера. У него тоже был 20-летний брак за плечами и уже взрослый сын. Их встречу Татьяна называла подарком судьбы, вместе супруги прожили 35 лет. Для своей музы композитор написал оперетты «Джейн», «Эспаньола», «Катрина» и «Джулия Ламберт», чтобы и в зрелые годы Татьяна Шмыга продолжала радовать своего зрителя. И никто не догадывался, что актриса, сохранившая свой чудесный голос, женское обаяние и девичью фигуру, серьезно больна.

Татьяна Шмыга и Анатолик Кремер

Татьяна, не привыкшая жаловаться на свои проблемы, долгое время скрывала, что испытывает серьезные боли в ногах. Анатолий Кремер уверен, что виной всему стала любовь Татьяны к каблукам, от которых она не отказывалась даже дома. Она обратилась в больницу, когда боли стали невыносимыми, и тут же была госпитализирована. У актрисы был диагностирован тромбоз. Медикаментозное лечение, ряд хирургических операций и даже ампутация не принесли ожидаемого эффекта. Татьяна Шмыга продолжала оставаться в очень тяжелом состоянии и ушла в 2011 на 83 году жизни.

Анатолий Кремер ушел в 2015, до конца своих дней вспоминая о Татьяне с большой любовью:

Из интервью Анатолия Кремера, «7 дней»

Источник

Оцените статью
Королева Оперетты Татьяна Шмыга: её судьба, почему после трёх браков у артистки нет детей и о заболевании
Владимир Высоцкий о Василие Шукшине