Красивый фильм про искусителя, губившего женщин одним лишь взглядом

В отличие от коллеги по ремеслу Казановы, реально существовашего героя, Дон Жуан — персонаж выдуманный (хотя считается, что у него был прототип). Зато известен Дон Жуан ничуть не меньше, его похождениям посвящены десятки литературных и музыкальных произведений.

Своё видение Дон Жуана представила в начале прошлого века и украинская писательница и драматург Леса Украинка, создав пьесу «Каменный хозяин».

Пьесу не раз ставили в театрах, а в середине восьмидесятых появилась её экранизация, выпущенная Одесской киностудией. Фильм получил название «Искушение Дон-Жуана», а сняли его режиссёры Григорий Колтунов и Василий Левин.

Тут стоит отметить, что интонация «Каменного хозяина» Леси Украинки немного отличается от прочих.

Для писательницы пьеса стала завершающим произведением: она уже серьёзно болела и вскоре ушла из жизни.

Параллельно Леся начала работать над пьесой «Оргия», где затрагивала тему только что начавшейся Балканской войны.

Ощущение хрупкости и нестабильности мира, ожидание чего-то мрачно-неизбежного наложило отпечаток и на стиль «Каменного хозяина»: там тоже проходит, пусть и второстепенно, линия войны, жестокости, антигуманности. Режиссёры решили не отказываться от этой линии и тоже ввели её в действие, хоть и очень пунктирно.

Григорий Колтунов и Василий Левин вместе работали впервые.

Колтунов был отлично знаком с творчеством Леси Украинки, переводил её книги на русский язык, но в режиссуре был скорее начинающим, несмотря на возраст (почти 80 лет!), чем опытным мастером.

Григорий Яковлевич писал сценарии и пьесы, впервые попробовал снять кино ещё в шестидесятые, но потом долго не возвращался к этому.

«Искушение Дон-Жуана» стало его первым заметным фильмом и последним в карьере.

А вот его коллега Василий Левин был как раз кинематографистом известным. В середине семидесятых вышла его великолепная экранизация романа «20 000 льё под водой» Жюля Верна с названием «Капитан Немо», которая и поныне ценится как качественный пример советской кинофантастики. Всего же в фильмографии Василия Левина к восьмидесятым было уже с десяток картин.

Кандидатура главного исполнителя долго не осуждалась: роль получил эффектный латвийский актёр Ивар Калныньш, за которым буквально с первых ролей закрепилось амплуа героя-любовника.

Ивар тут предстал не только Дон Жуаном, но и его основным оппонентом — Командором.

Но чтобы между персонажами было отличие, Дон Жуана и Командора озвучили разные актёры.

Найти информацию, кто озвучил Калныньша, мне не удалось и, к своему стыду, я не опознала артистов, подаривших голоса Дон Жуану и Командору. Так что если у вас есть факты или версии, озвучивайте их.

Властительную и корыстолюбивую красавицу Анну, которая захотела и обладать любовью Дон Жуана, и разделить карьерные амбиции Командора, сыграла Елена Финогеева.

С Иваром Калныньшем они были знакомы: буквально только что оба снялись в политическом детективе «Тайна виллы „Грета“» (1984). Этот выбор критики назвали удачным:

Елене удалось передать обольстительность герони, но и одновременно её самовлюбленность и стремление повелевать.

Анна превратила рыцаря свободы в деспота и, пусть и не физически, а психологически сама оказалась камнем в этой истории. Режиссёры рассчитывали, что актриса справиться с такой трактовкой и не прогадали: Елена Финогеева выразительно показала неоднозначную природу Анны и вызывала у зрителей чувства на грани восхищения и неприязни.

В образе скромной и покорной Долорес, невесты Дон Жуана, которая пожертвовала честью ради свободы ветреного возлюбленного, предстала обворожительная Елена Тонунц.

Её Василий Левин знал ещё по предыдущей работе, фантастическому фильму «Петля Ориона» (1980), но слава к Елене пришла после выхода комедии «Берегите женщин» (1981), где она сыграла одну из главных героинь.

А в небольшой роли Доньи Соль ищите Эльвиру Зубкову, непрофессиональную актрису, манекенщицу, блеснувшую в роли роскошной шпионки Пилар в детективе «ТАСС уполномочен заявить» (1984).

В других ролях в фильме «Искушение Дон-Жуана» появились Станислав Садальский, Гиви Тохадзе, Константин Степанков.

Художественной частью картины во многом занимался сам Василий Левин, серьёзно увлекавшийся живописью.

Он лично прорабатывал образы центральных персонажей и принимал участие в создании костюмов. И костюмы тут и в самом деле очень красивые и исторически выдержанные, это отметили даже те, кому фильм в целом не понравился.

В 1985 году драма «Искушение Дон-Жуана» вышла в прокат. Встреча со зрителями оказалась прохладной.

Уже наступало время перемен, людей интересовали совсем другие вопросы, ценности менялись на глазах, так что сюжет о герое прошлого, хоть и ярком и интригующем, не привлёк большого внимания. В дальнейшем фильм оказался не у дел и почти ушёл в забвение. И как мне кажется, жаль.

Оцените статью
Красивый фильм про искусителя, губившего женщин одним лишь взглядом
«Не готова на меньшее»: Виктория Боня впервые раскрыла причину расставания с отцом дочери