Рассказ Льва Толстого «Крейцерова соната» (1890) я считаю самым неприятным, прямо-таки омерзительным шедевром русской классики, а то, что это шедевр – бесспорно. Меня в своё время удивило количество зарубежных экранизаций этой вещи, а что это, как не признание? Я бы сказала, по уровню воздействия «Крейцерова …» не хуже, чем «Война и мир» и «Анна Каренина». Однако – мерзость. Хочется вымыть руки.
И ты прекрасно понимаешь, что автор подмигивает Позднышеву, который высказывает большинство толстовских «личных», выстраданных идей, вроде женской обязанности самой выкармливать своего ребёнка. Одноимённый фильм, снятый Михаилом Швейцером в 1987 году, не менее силен, и это не иллюстрация к произведению, а – …дополнительные материалы уголовного дела.
Если вы читаете лишь рассказ, то ни за что не поймёте, отчего же Василий Позднышев всё-таки совершил столь тяжкое преступление. И вовсе не от ревности, как покажется первоначально. Да, суд присяжных увидел верхушку айсберга – обманутый муж яростно махал ножичком. Аффект. Потому не так уж много ему присудили. Он её любил, а потом… того…
Рассказ написан в 1890 году, а Позднышев описывает женскую моду его жениховства, как платья с «нашлёпками на задах» и это были турнюры 1870-1880-х. Прибавляем к этому 8 лет, за которые жена родила ему пятерых детей, а дети на момент совершения Позднышевым преступления, были уже не младенцами. В общем, не более 5 лет он отбывал срок.
Но вернёмся к нашим героям. Книжный Позднышев с первых секунд вызывает стойкое отвращение – своими рассуждениями о браке и женщинах, о воздержании и семейном ложе. Обычно самые грязные личности, каковым и является персонаж, больше всего любят поговорить о важности чистоты. Но в фильме эту пакость немного «смягчает» обаяние Олега Янковского.
Но зато потом наступает черёд милой и чарующей Лизаньки. Чем дольше мы наблюдаем красавицу, тем больше (невольно!) сочувствуем её супругу. Эту мадам отлично сыграла Ирина Селезнёва (не путать с Натальей!). Перед нами – истеричная и капризная женщина, постоянно желающая скандала. На пустом месте. Просто так. Она цепляется ко всякому жесту и ничего не значащим фразам, к молчанию и вздоху.
Всё её раздражает. Она склонна к слезам, переходящим в реальное исступление. В рассказе мы видим Лизочку глазами пристрастного Позднышева (а он нам не нравится!), а тут – своими глазами. Я несколько раз смотрела этот фильм – и когда мне было 16, и 30, и 50… И каждый раз была одна и та же мысль: «Доводит… доканывает…» Придраться к слову и – орать на весь дом, что её сживают со свету. Позднышев – чудовище, но второе чудовище – Лиза.
В экранизации – всё на месте; нет лишних деталей и лиц. Прекрасны эпизодические роли попутчиков: Александр Калягин — адвокат, Алла Демидова – суфражистка, Михаил Глузский – купец, Александр Трофимов – собеседник Позднышева. Спор в вагоне – изумительная сцена. Фильм хорош и как эстетический объект – полумгла вагона, где Позднышев рассказывает свою печальную историю, контрастирует с жемчужным светом «из прошлой жизни», где счастье было так возможно…