Любовь Воронкова. Бережно о детях

Вполне возможно, что Люба зачитывалась книгами Лидии Чарской, о которой опубликован материал на этом канале. Любовь Воронкова с детства мечтала стать художницей и училась в Строгановском училище в Москве.

Самым дорогим подарком была коробка цветных карандашей. Но доучиться ей не позволила первая Мировая война. Семья Воронковых отправилась из Москвы в деревню, где и проходило детство будущей писательницы.

Мир природы, крестьянский труд, песни, быт — этот мир постепенно открывался перед Любовью, она впитывала его и все чаще погружалась в мир собственного творчества, где причудливым образом сплетались правда и вымысел.

Когда она, двадцатилетняя, вернулась в Москву, то не забывала за поиском жилья и работы о творчестве. Днем работала, а вечером писала, так, в стол, для себя. Посещала литературный кружок, сумела написать публикацию для газеты. Речь шла о домработнице Варваре. Рассказ был написан со знанием дела, сама Любовь подрабатывала домработницей и знала все тонкости.

Вскоре Любовь стала писать для журнала «Пионер», а через пару лет была издана книга «Черная смородина». С тех пор ее жизнь переменилась, она стала профессиональной журналисткой, ездила по стране, писала публикации на важные актуальные темы. Но детская тема не была забыта. Вскоре она опубликовала книгу «Шурка» -сборник из одиннадцати рассказов о деревенских ребятах.

Все военные годы писательница провела в Москве. Она написала серию военных книжек «Лихие дни», «Лесная избушка». Отголоски войны, прокатившей по стране, слышатся в книге «Девочка из города». Пронзительная, искренняя книга, которая заставляет сопереживать маленькой героине Валентинке.

Еще до войны были задуманы писательницей приключения двух девочек — подружек Тани и Аленки. После войны замысел осуществился в целом цикле книг: «Солнечный денек», «Снег идет», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу», «Командир звездочки». Героини книги дружат, взрослеют, помогают взрослым, открывают для себя правила жизни.

Писательница чутко отзывалась на события в стране, по ее книгам легко понять, чем жили герои ее книги, что волновало ее современников. Это относится и к пяти ее маленьким повестям про Таню и Аленку, и к повести «Федя и Данилка», и к таким, как «Старшая сестра», «Личное счастье», и многим-многим другим, которые она написала.

Документальная повесть «Алтайская повесть» рассказывает не только о школьниках Алтая, задумавших посадить и вырастить яблоневый сад, но и об истории и быте алтайского народа. Очень познавательная и современная книга. Писательница вспоминала: «Я старалась написать о Горном Алтае, о его красивой, но суровой природе, о его мужественных людях и весёлых трудолюбивых ребятах, как всё увидела это ещё давно. Прообразом для моих героев я взяла школьников одной хорошей школы, где учились и русские и алтайские дети. Книга — об их делах, об их удачах и невзгодах, об их сердечной дружбе, о трудолюбивом мальчике Косте и своенравной Чечек, что по-русски значит „Цветок“. Прошло много лет. Мои школьники уже выросли и, конечно, заняты большими, настоящими делами. А школа по-прежнему стоит на берегу кипучей, белопенной Катуни, и школьный сад, в котором ребята научились-таки выращивать яблоки, ещё богаче зеленеет под укрытием большой горы… И уже другие ребята учатся в этой школе и работают в этом саду. А у них свои удачи и радости, свои горести, свои маленькие события, из которых складывается жизнь…» В повестях Воронковой для подростков («Бесконечный человек», «Где твой дом?», «Старшая сестра» и др.) разговор идет о верности в дружбе, честности, о преданной любви к своему краю, о том, как найти своё место в жизни.

Каждый день Любовь Воронкова посвящала любимому делу, она садилась за стол и писала не менее трех страниц в день. Дисциплинированность, знание человеческой и детской психологии, желание показать мир добрым и открытым — вот, что двигало Любовью Воронковой.

«…Пока пишешь, — говорила она, — думаешь: это последнее произведение, больше тебе ничего не написать, не хватит сил. Да и не вечно же жить в таком напряжении нервов и сердца! Но поставишь последнюю точку, и вдруг станет грустно расставаться с героями, к которым ты уже привык, и жизнь твоя кажется вдруг опустевшей…

Видишь, что тогда ты и жил по-настоящему, пока на столе лежала твоя работа, пока она звала тебя, тревожила и волновала. Впрочем, освобождаешься ненадолго. Жизнь уже подсказывает тебе ещё что-то, и новая тема рождается где-то в глубине души. Смотришь — и ты опять за столом, за новой рукописью. Ничего не сделаешь. Это мне кажется похожим на дерево, пригретое весенним солнцем: оно не может не развернуть листья, если бы оно даже и не хотело их развернуть».

В поздние годы она приступила к написанию исторических повестей, это были книги, не похожие на те, что она писала ранее — «Сын Зевса», «След огненной жизни», «Мессинские войны», «Герой Саламина». Для того, чтобы их написать, писательница проделала огромную исследовательскую работу.

Все книги Воронковой созвучны и нашему времени, ведь они о детях и для детей, они не потеряли своей актуальности, а поэтому и любимы.

Оцените статью