Непревзойденный гений Леонид Гайдай

Своё отношение к современному кинематографу я тут неоднократно озвучивал. Крайне редко мне попадается что-то стоящее. Как бы странно не звучало, но на мой вкус даже в 90-е снимали, куда боле качественно. И это при том, что не было таких астрономических сумм в распоряжении режиссеров, как и не было всяких компьютеров. Важна была игра актёров. Я как-то относительно недавно пробовал смотреть сериалы «Бандитский Петербург» и «Улицы разбитых фонарей». Первые сезоны там просто прекрасно сделаны. И объяснение тут элементарное. Дело в том, что ещё была жива советская школа. И манера съёмки, и работа костюмеров, и естественно актёров была на высоте. Не пытались тогда ровняться на Голливуд, и наш кинематограф имел собственное лицо. А не это ли главное?

Если кто-то сейчас ожидает, что я начну безоговорочно хвалить советский кинематограф, то он заблуждается. Скажем так – для своего времени это было действительно великое кино. Но время-то не стоит на месте. И сейчас пересматривать совсем старые фильмы я не большой любитель. Но даже среди всего этого массива искусства понятного широким массам есть приятные исключения. И многие из этих исключений были сняты таким режиссёром как Леонид Гайдай. На мой взгляд, он всегда стоял каким-то особняком в истории нашего кино. Да, в общем-то, и стоит до сих пор.

Среди всей его фильмографии я не могу назвать ни одной проходной ленты. Такое ощущение, что режиссер полностью себя вкладывал в любое даже короткометражное кино. И это говорит в первую очередь о профессионализме. Конечно же, говоря о Гайдае, мы подразумеваем такие фильма как «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» или «Бриллиантовая рука». Естественно нельзя обойти вниманием такую глобальную вещь как «Иван Васильевич меняет профессию». Да и его экранизация знаменитых «12 стульев» на мой взгляд, лучшая. Парадокс в том, что многие считают Миронова в роли Остапа убедительным, но меня всегда раздражали его усы. Гайдай же снял фильм куда ближе к оригинальному произведению. Во всяком случае, так всегда казалось мне.

Талант же режиссера виден и в более поздних работах. То есть нельзя сказать, что он снял несколько удачных картин в 70-х, а потом потерял хватку. Нет, не потерял. И «Спортлото-82» прекрасный фильм и даже последняя его лента « На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди» тоже убедительна. Хотя снималась она в не самое лучшее время для отечественного кинематографа. Всё-таки конец 80-х и начало 90-х были весьма смутным временем. Не только для искусства, но и в целом для жизни.

Самый же расцвет, если так можно выразиться лихих перемен Леонид Гайдай не застал. Его не стало в 1993 году и здесь очень интересно поразмышлять на тему того, что ему на смену так никто и не пришёл. Ведь Советский Союз активно ругали за цензуру и пропаганду. Хотя где в комедиях Гайдая пропаганда я не знаю, но это вопрос десятый. Здесь в первую очередь интересно, что после отмены цензуры по какой-то загадочной причине у нас так и не появилось новых режиссеров сопоставимых с ним. Хотя, казалось бы, бери и снимай фильмы вообще на любую тему. Дозволено решительно всё. Запретов больше нет, но и кино почему-то тоже нет. Здесь можно взять на себя смелость и предположить, что вся эта советская цензуры была благом, которая служила для творческих свершений.

Тут запросто кто-то может вступить со мной в полемику, но для начала пусть этот кто-то ответит на простой вопрос. Почему же до сих пор советское наследие активно крутят по телевизору? И ирония в том, что люди даже ещё не родившиеся в годы выхода фильмов их знают?

«Бриллиантовая рука» вышла в 1968 году. Моей маме тогда было всего-то шесть лет. Но не только она прекрасно знает этот фильм, но и я. Очевидно же, что я родился спустя много лет. И это ещё одно свидетельство какого-то запредельного качества. То есть режиссер видел перед собой задачу не сейчас удовлетворить зрительский запрос, а снять нечто способное пережить время. Леониду Гайдаю, на мой взгляд, это более чем удалось. Его фильмы до сих пор не состарились и не потеряли актуальность. Ведь за советскими интерьерами скрываются в первую очередь обычные житейские истории, которые близки всем нам.

Возможно, мои дети и не будут смотреть Гайдая, но есть у меня веские подозрения, что и они придут к этой классике нашего кинематограф. Ведь на то она и классика, что к ней возвращаются и возвращаются даже спустя поколения. Ведь гениальные вещи никогда не стыдно смотреть. А Гайдай был без сомнений советским гением.

Источник

Оцените статью
Непревзойденный гений Леонид Гайдай
Биография Анни Жирардо: «нужно быть легким человеком и уходить надо налегке»