На счету этого актера более 130 ролей в кино. На экраны страны Парфёнов выходил словно бы сразу же из кабинета местного ЖЭКа или какой-нибудь среднестатистической конторы, до того сыгранные им многочисленные чиновники были убедительны.
Бюрократы, сутяжники, подхалимы и кляузники – все эти образы были созданы Парфёновым столь мастерски, что зритель даже не ощущает актерской игры, кажется, что перед ним самый настоящий бюрократ-чинуша или местечковый начальник среднего звена. В жизни же этот актер был заботливым отцом семейства и любящим супругом, способным на сильные и страстные чувства.
Почти полвека Николай Парфёнов душа в душу прожил со своей супругой Ларисой. Статная красавица выбрала неприметного Николая, в то время как за ней ухаживали многие московские щеголи.
И у Николая и у Ларисы до знакомства были собственные семьи.
Впервые Парфёнов женился еще будучи студентом Студии при Театре им. Моссовета. Его первой супругой стала актриса Ольга Васильева. Однако брак этот продержался недолго.
Лариса вышла замуж за актера, когда уже воспитывала сына и дочь от первого брака, у Николая же была дочь Ирина от брака с Васильевой. Общих детей у Николая с Ларисой не было.
Лариса Алексеевна была ответственным работником Моссовета. Никакого отношения к миру искусства она не имела, да и с творческими людьми общаться ей практически не доводилось. Поэтому когда ей предложили познакомиться с актером Парфёновым, немного растерялась, и отнеслась к этому с некой долей недоверчивости.
Но когда она пообщалась с Николаем Парфёновым, была покорена. Он оказался совершенно скромным человеком, никакой пафосности и самолюбования в нем не было. С виду было даже невозможно представить, что этот застенчивый человек выступает перед публикой и снимается в кино.
Лариса и Николай расписались в 1949 году и с тех пор не расставались. Лариса была довольна своим выбором – супруг не пил, не курил, не любил шумные посиделки, зато увлекался рыбалкой и спортом.
Знакомые Парфёнова рассказывали, что если ему приходилось надолго расставаться с супругой, он начинал ревновать. Мог внезапно нагрянуть в санаторий, куда она уехала без него, или приехать домой из киноэкспедиции не в сказанное ранее время. Однако ни разу супруга не дала ему повода для скандалов и сцен. Он просил прощения за свою ревность и писал трогательные стихи, посвящая их своей любимой. Вот отрывок из одного из них:
«Как муку я переносил разлуку,
И не на миг забыть тебя не мог,
Я долго помнил поднятую руку,
И на ветру трепещущий платок».
В 60-е Парфёнов был уже весьма узнаваемым актером, но вот его привычное зрителем амплуа бюрократа с «чудинкой» сформировалось после съемок в фильме Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу». Именно после этой работы Парфёнова стали приглашать на небольшие роли в комедии. До этого актер и не помышлял о комедийном жанре.
У актера не было близких друзей. Да и с коллегами он не был слишком общительным. Именно поэтому актеры, работавшие с ним в одно время, мало что могут вспомнить о Парфёнове. Он никогда не принимал участия в посиделках в курилке или буфете. Просто Парфёнов не чувствовал себя «своим» в середе столичных актеров, ведь сам он был из глубинки.
Николай Парфёнов появился на свет в Владимирской губернии в селе Сергиевы горки в 1912 году. После того, как семью раскулачили, Парфёновы переехали в Москву в поисках заработка.
Николай с братом одно время трудились на заводе «Серп и молот», это было до зачисления Парфёнова на театральные курсы. Поэтому создавая образы своих героев, Парфёнов многое брал из своего прошлого – он сам был, что называется, из народа.
Работа Парфёнова в кино началась с роли председателя колхоза в фильме «Родной край», который был снят в 1944‑м. А вскоре он сыграл Кузьму Горбунова в «Сыне полка».
С той поры актер играл разные драматические роли, небольшие, и не особо заметные. Он вполне спокойно воспринимал тот факт, что главных ролей режиссеры никогда ему не предлагали. Однако когда ему доставалась роль, в которой можно было выйти из привычных рамок, радовался как ребенок. К примеру, в фильме «Возвращение святого Луки» Парфёнов сыграл слесаря из криминального мира. И то, что его персонаж – не простой работяга, а личность темная, видно с первых же секунд его появления на экране.
Комедийный талант Парфёнова с каждой ролью раскрывался все ярче и сильнее и вскоре лучшие режиссеры-комедиографы начали предлагать ему роли в своих фильмах. Он говорил смешные вещи с очень серьезным лицом, и эта особенность стала настоящей визитной карточкой актера.
До конца жизни Парфёнов предпочитал все делать своими руками, над чем не раз подшучивали коллеги и близкие. Ведь он категорически не желал отдавать в ремонт вышедшие из строя вещи, и даже утерявшую вид одежду пытался приводить в более-менее приличное состояние своими руками.
Зажиточно супруги не жили никогда, хотя Лариса Алексеевна зарабатывала вполне себе солидно, как-никак госслужащая в Моссовете. Вот только заработки они откладывали, мечтая на старости посмотреть мир, отправиться в путешествие.
Сбыться мечтам о поездки в дальние страны сбыться было не суждено. В январе 1991 года началась «павловская реформа» и все накопления Парфёновых «сгорели».
За годы своей творческой деятельности, помимо съемок в кино и выступлений на театральной сцене, Парфёнов дал боле двух тысяч концертов, снимался сразу в нескольких фильмах в год, но все пошло прахом.
За три года до финансового краха актер покинул Театр им. Моссовета, в котором прослужил более 50 лет. Покинул с обидой душе. Ему отказывали в ролях, даже когда он шел к руководству и лично просил об этом.
Парфёнов после ухода из театра рук не опустил, он все также продолжал гастролировать по стране и выступать на творческих вечерах. Он продолжал работать. Свою последнюю роль в кино актер сыграл, когда ему перевалило за 80.
В 1998 году супруга Парфёнова упала и сломала шейку бедра. Однако пи обследовании врачи выявили еще и запущенный атеросклероз сосудов мозга. Операция женщине была противопоказана – в такой ситуации организм мог не выдержать. Актер ухаживал за тяжело больной супругой, пытался хоть как-то облегчить ее страдания. Вскоре после травмы Ларисы Алексеевны не стало.
Без любимой Ларочки Парфёнов тосковал. Он пережил ее всего на год. Его не стало в ночь на Рождество 1999 года. Последние минуты рядом с ним была сестра Антонина. В театре и на киностудии о смерти актера никто не знал. Или не хотел знать. Сейчас об этом уже сложно судить.
Похоронами занималась сестра Антонина. Как она потом говорила, целый год урна с прахом стояла у нее дома, ведь женщина надеялась, хоть кто-то из коллег захочет зайти и попрощаться. Никто так и не пришел. Прах Николая Парфёнова упокоился на кладбище в подмосковных Химках. Никто не позаботился о том, чтобы известного актера похоронили на Новодевичьем или Ваганьковском.
На семейном надгробии просто значится «Николай Иванович Парфёнов» — без регалий и званий. В жизни актер никогда не отделял себя от судьбы простого народа, и ушел без почестей и громких слов.