Нина Сазонова. Радость творчества и горечь матери

Ей довелось хлебнуть лиха в годы Великой Отечественной войны, но самое страшное ждало ее впереди… Какой подлой может быть судьба, когда ударяет по самому больному.

Нина Сазонова выросла в большой дружной музыкальной семье. В школе первая учительница заметила, что Нина проявляет способности и доверила роль Колобка в школьной постановке. Потом Нина переиграла все главные роли.

После окончании школы Сазонова устроилась на работу счетоводом в Потребкооперации, а вечерами с подружками бегала в драмкружок в доме культуры «Красный обувщик» при обувной фабрике «Красная звезда». Руководитель кружка приметил в девушке большое дарование и уделял много времени отработке мастерства. Однажды он заметил в газете объявление о наборе в театральную студию при Центральном театре Красной Армии и посоветовал Нине попытать счастья. Родители были против, но Нина настояла и поехала в Москву. Конкурс был сумасшедший, из ста претендентов комиссии необходимо было выбрать всего троих. И Нина убедила приемную комиссию в своих способностях — она декламировала, пела русские народные песни… Наставником в студии был Андрей Попов, у него Сазонова научилась вдумчивому отношению к роли, бережному раскрытию внутреннего мира персонажа.

Первой ролью в театре Красной Армии была Манька Лагутина в пьесе С. Герасимова «Учитель». На премьеру приехали родители Нины и та самая первая учительница, которая заметила в маленькой девочке искру таланта.

Началась война. Труппа театра Красной Армии была мобилизована на фронт. Нина, с первого дня, как и все артисты театра, колесила по фронтам с концертами в составе фронтовых бригад. Один раз она наступила на мину и простояла на ней час, прежде чем ее обезвредил сапер. В другой раз она попала с группой красноармейцев в окружение под Харьковом. Она и командир спрятались ночью в стоге сена. Немцы проверяли все стога штыком. Командира обнаружили, а ее нет. В темноте она пробралась в деревню, попросила старушку спрятать ее. Та не только приютила актрису, но и дала ей гражданскую одежду. Нина стала одна выбираться к своим. Ее обнаружили разведчики и перевели через линию фронта. А у своих девушку ждал особист, который измучил ее долгими допросами. Вполне вероятно, что Сазонова могла попасть в сталинские лагеря. Когда наконец молодая актриса добралась до театра, охранник не узнал ее — так Нину изменили месяцы испытаний на фронте.

Началась мирная жизнь. В театре было много работы. Она играла в театре в пьесах «Степь широкая», «Поднятая целина», «Барабанщица» ( в смену с Людмилой Касаткиной). А в начале пятидесятых дебютировала в маленькой роли в кино, после чего последовало море приглашений на съемки. Это были роли в фильмах «Первый троллейбус», «Простая история», «Живет такой парень», «Наш дом», «Женщины», «Зигзаг удачи», «Конец Любавиных», телеспектакль «День за днем», «Юркины рассветы». В театре также было много ролей, автор этих строк вспоминает исполнение актрисой роли Донны Эухении Бальбоа в спектакле «Деревья умирают стоя».

Нину Сазонову не зря назвали «всесоюзной мамой». Ей действительно лучше всего удавались роли мам, теть, старших подруг. Партнер по фильму «Наш дом» артист Анатолий Папанов так писал:

«Кажется, что она и не играет вовсе, такова сила перевоплощения, создания ярких женских характеров. Она очень добрый и искренний человек. И ещё — очень скромная»

О ней отзывался и Василий Шукшин, режиссер фильма «Конец Любавиных» —

«Сазонова — воплощение российского материнства, к которому нельзя относиться иначе как с чувством трепетного почтения»

У нее был очень приятный грудной голос и многим зрителям полюбилось ее исполнение песен «Стою на полустаночке», «Ромашки спрятались», «Вальс расставания». Валентина Толкунова пела потом «Стою на полустаночке», а вот Людмила Зыкина считала, что так проникновенно петь эти композиции могла только Нина Сазонова.

Театр, кино, гастроли, коллеги-артисты — это была одна жизнь. Была еще и личная жизнь. И она была совсем не безоблачной и отнюдь не счастливой.

Нина Сазонова вышла замуж после войны за директора художественной галереи. В браке родился сын Михаил. А вот с мужем она рассталась. При каких обстоятельствах — неизвестно. Светом в окошке стал сын. Ради него она жила, потакала во всем, баловала. Любила очень. И отказывалась от возможных отношений. Актриса театра Советской армии Людмила Касаткина говорила:

«Почему она не выходила замуж? Ей предлагали довольно интересные мужчины. И Холодилин — замечательный актёр, и Вешняков, но она отказывала, потому что так любила сына. Может быть, даже слишком»

Сын рос, она то играла в театре, то пропадала в киноэкспедициях, то на гастролях. И недостаток внимания компенсировала материальными подарками. Так Михаил стал воспринимать как само собой разумеющееся то, что мать работает, дает ему деньги, балует. Он в шестнадцать лет стал отцом, женился на матери ребенка. Для Нины это был шок, она противилась такому скороспелому браку как могла. Родился внук Евгений, которого она не пожелала знать. Сын вскоре развелся, Сазонова вздохнула спокойно, мол, теперь парень возьмется за голову. Но он не взялся. Стало еще хуже. Теперь он играл, стал выпивать, пропадал в компаниях. Она безропотно платила его огромные проигрыши, давала деньги на водку и сигареты. Он буквально пил из нее кровь. А потом стал поднимать руку.

Теперь она нередко оставалась ночевать в театре, вместо того, чтобы идти домой, квартира была совсем рядом с театром, на улице Селезневская. Но там был сын, там ее ожидали побои и унижения. В какой-то момент он стал контролировать ее жизнь — не позволял выходить на улицу, отвечать на звонки. Сделал исключение один раз — когда группа артистов из театра пришла поздравить с новым годом. А в саму новогоднюю ночь Михаил напился и принялся избивать мать. Когда наступило утро и он пришел в себя, то увидел мать, лежащей на полу, как ему показалось, бездыханную. Подумав, что он ее убил, сын бросился из окна одиннадцатого этажа. Но Нина Сазонова еще была жива.

Она оправилась от побоев, но здоровье ее было серьезно подорвано. Теперь она не вставала с постели, пережила инсульт. Постепенно ее накрывала деменция. Ухаживать за ней стала сиделка, медицинский работник Лариса. Она представлялась всем как племянница актрисы. Каким-то образом квартира Сазоновой оказалась переписана на имя сиделки. Сама Нина оказалась в доме престарелых. Квартира была продана, пропали ценные вещи. Внук Евгений навещал бабушку, пытался перевезти ее лечиться за границу, но ее состояние здоровья не позволило. В последний год больная актриса и сиделка жили в съемной квартирке.

Так прошла жизнь замечательной актрисы. Радость творчества и горечь матери. Таков был финал.

Источник

Оцените статью