Начнëм с патетики — здесь она вполне уместна.
Земной путь человека, как и всë сущее, увы, не вечен. Ушли очень многие режиссёры, благодаря которым мы ценили и любили отечественное кино.
С нами нет Леонида Гайдая и Георгия Данелии, Эльдара Рязанова и Вениамина Дормана (сага о «Резиденте» со Жжëновым, «Штрафной удар», «Пропавшая экспедиция»), Станислава Ростоцкого и Евгения Матвеева, Иосифа Хейфица («Дорогой мой человек», «Дело Румянцева», «Большая семья») и Эдмонда Кеосаяна (трилогия о «Неуловимых»), Владимира Рогового («Офицеры», «Баламут») и Сергея Бондарчука, Григория Чухрая, Владимира Меньшова и многих-многих других.
Говоря о более старших режиссëрах, можно вспомнить Ивана Пырьева, Сергея Герасимова, Александра Птушко, Михаила Ромма, Михаила Калатозова и других.
Тëплая компания: Василий Ливанов, Эльдар Рязанов, Игорь Масленников и Никита Михалков во время съëмок телевизионной передачи «Кинопанорама» в ходе XII Московского международного кинофестиваля. 10 июля 1981 года
17 сентября в летопись ушедших режиссёров, которые прославили наше кино, добавилось имя Игоря Масленникова.
Игорь Фёдорович прожил большую жизнь (он каких-то 40 дней не дожил до своего 91-летия), за которую снял для нас много хороших фильмов, причëм разноплановых.
Среди творений Масленникова историческая картина «Ярославна, королева Франции»; спортивная драма «Гонщики»; тронувшая многих за душу мелодрама «Зимняя вишня»; легендарная экранизация детективов Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе, намного превзошедшая литературный оригинал; нетленная классика по Пушкину и Островскому и другие постановки.
В фильмах Игоря Фëдоровича есть юмор и грусть, мудрость и душевность, они полны жизни.
Долгий жизненный путь Масленникова, который родился осенью 1931 года, не был простым, он изобиловал самыми разными обстоятельствами. О нëм есть что рассказать. Как, впрочем, наверно, о каждом человеке, прожившем длинную жизнь.
Пройдëм по некоторым фактам из жизни Игоря Фëдоровича:
? В 1939 году Игорь Масленников, которому было всего 8 лет, заболел воспалением среднего уха. Мальчику сделали трепанацию черепа. По счастью, операция прошла успешно.
? Перед войной отец Игоря работал на Ижорском заводе в городе Колпино Ленинградской области. Должность была серьëзная — заместитель начальника завода. А начальником был Пëтр Меркурьев — брат знаменитого актёра Василия Меркурьева:
Отец Масленникова крепко дружил с Василием Меркурьевым. Около двух лет семья Масленниковых даже жила в доме Меркурьевых.
? Во время блокады Ленинграда Игорь вместе с родителями был отправлен в Челябинск, где его отец возглавил конструкторское бюро по производству прославленных танков Великой Отечественной войны Т-34.
А после войны отец Игоря работал на Кировском заводе в Ленинграде.
? Успех картин о Холмсе и Ватсоне даëт нам право полагать, что такие шедевры могли родиться исключительно при дружеском тандеме режиссёра и артистов.
Однако это не так. Между Масленниковым и исполнителем главной роли Василием Ливановым случались разногласия, а после выхода фильма мужчины толком не общались больше 30-ти лет! Режиссёр объяснял это так:
— Он надулся как пузырь из-за того, что я в своей книге «Бейкер-стрит на Петроградской» посмел написать, что он очень средний актер, но при этом идеально подходящий типаж для роли Холмса. Я, между прочим, с самого начала собирался снимать именно его, потому что никого больше не видел в этой роли. А он надулся и с тех пор везде поливает меня грязью.
Словом, люди, создавшие замечательный фильм, в жизни не то что не были друзьями, а скорее наоборот.
— Мы не общаемся, не списываемся. И не планируем. С какой стати-то? Пошëл он на фиг! — однозначно охарактеризовал эти отношения Масленников в конце 2021 года.
? Была конфликтная ситуация у Игоря Фëдоровича и с исполнителем роли сэра Генри Баскервиля — Никитой Михалковым.
Изначально этот персонаж должен был достаться актëру Николаю Губенко, но тот от него отказался.
И тогда оператор Юрий Векслер предложил снять в этой роли Никиту Михалкова, у которого в фильме «Родня» тогда снималась жена Векслера — Светлана Крючкова (в «Собаке Баскервилей» она сыграла жену дворецкого Бэрримора).
К тому времени за плечами у Михалкова был уже целый ряд поставленных фильмов: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова».
Вот и на съёмках «Собаки Баскервилей», несмотря на то, что от него требовалось лишь актëрское мастерство, Михалков «включил» режиссëра и начал раздавать советы и ценные указания Масленникову и съëмочной группе.
Игорю Фëдоровичу, ясное дело, это понравиться не могло: его видение фильма едва не было нарушено неуместным вмешательством новоявленного «сэра Генри». Пришлось приструнить Михалкова, причëм в довольно резкой форме.
При этом с Михалковым, в отличие от Ливанова, у Масленникова остались хорошие отношения.
Когда в конце 90-х Михалков был избран председателем Союза кинематографистов России, то на должность первого секретаря (то есть своего заместителя) он назначил Масленникова. Игорь Фëдорович занимал данный пост пять лет.
? Всем известна эта история: в какой-то момент чудовищно устав от Холмса, Конан Дойл решил «умертвить» его в схватке с профессором Мориарти.
Однако, прочитав рассказ «Последнее дело Холмса», читатели возмутились и стали требовать от писателя «воскресить» полюбившегося героя. Конан Дойлу пришлось пойти им навстречу.
В какой-то мере по пути Дойла пошëл и Масленников. Изначально он вовсе не планировал снимать сериал.
Однако сразу после показа первого фильма о Холмса и Ватсоне зрители завалили съёмочную группу письмами: народ не желал прощаться с дорогими сердцу персонажами и жаждал увидеть их новые приключения.
А однажды из Баку Масленникову пришло письмо следующего содержания: если не появятся новые серии, то режиссёра… убьют. (Прямо как в «Кавказской пленнице»: «Если вы откажетесь, они вас зарежут»).
В итоге съёмки фильма продолжились.
Подготовка к съëмке одной из самых трогательных сцен фильма «ХХ век начинается» из цикла о Холмсе. В ней женщина рассказывает, как видела своего мужа в последний раз
? Любимой картиной собственной постановки Масленников называл — нет, не «Шерлока Холмса» и не «Зимнюю вишню» — а «Пиковую даму» 1982 года с участием Смоктуновского, Проскурина, Соломина, Демидовой.
— Я выполнил свой долг: донëс до народа подлинный текст Пушкина. …Когда картину показали по ТВ, был обвал писем и рецензий, одну написал Булат Окуджава, назвав фильм примером «чистого прочтения» Пушкина. И если в любой своей картине я вижу просчëты, то здесь не могу придраться ни к одному кадру, — рассказывал Масленников.
? В 2007 году Игорь Фëдорович выпустил автобиографическую книга «Бейкер-стрит на Петроградской», где описал большую часть своей жизни.
В этом ему помогли личные дневники, которые Масленников вëл с девятого класса — сначала в тетрадках, потом в ежедневниках.
— Всем рекомендую вести дневники, — призывал режиссёр. — На старости лет так интересно читать их! Это ваша жизнь.
В дальнейшем Масленникову предложили написать продолжение мемуаров, над которым он и работал, планируя назвать новую книгу «Вишня на торте». Не успел.
Так же как не успел снять новую, четвëртую часть фильма «Зимняя вишня», которая была анонсирована ещё в 2016 году.
По задумке автора, новый фильм начинается с того, что героиня Елены Сафоновой приезжает на похороны своего возлюбленного Вадима Дашкова, которого в предыдущих трëх частях сыграл Виталий Соломин.
Здесь, как это часто бывает, всë упëрлось в нехватку средств. Масленников и его коллеги обращались за помощью в Министерство культуры, на телеканалы, даже затевали краудфандинг — сбор денег «с миру по нитке».
Однако ничего не вышло, и проект был заморожен, став настоящей «зимней вишней».
? Вообще, поставив много фильмов, но не влившись в современный коммерческий век, Масленников смотрел на судьбу художественного кинематографа с пессимизмом.
— Удел художественного кино — умирать на телеканалах по ночам. Его смотрят лишь от бессонницы — пенсионеры, пьяные гуляки да киноманы, — таково было мнение режиссёра.
По собственному признанию Масленникова, со «стариковским ворчанием» он воспринимал ситуацию с нашей культурой:
— Дело всë в том, что она превратилась у нас в зарабатывание денег. А о нравственности, морали и душе никто не заботится, — сетовал Игорь Фëдорович.
Режиссёр ушëл, но мы ещё долго будем пересматривать снятые им фильмы, которые он оставил нам в наследство. Светлая ему память!