Распутная, наивная, жестокая. О Екатерине Великой в кино и не только

Марлен Дитрих, Марина Влади, Жанна Моро, Кэтрин Зета-Джонс и еще очень многие актрисы отечественного и зарубежного кино носили корону российской императрицы Екатерины Второй. Кому удалось максимально приблизиться к историческому персонажу?

Не согласны со мной? Исправьте меня!

Едва родившись, ещё совсем юный кинематограф в далёком 1910 году, ещё в Российской империи, сразу же взялся за Екатерину Вторую. Её личность была настолько неординарна и противоречива. А жизнь наполнена политическими и любовными интригами, что нет ничего удивительного в том, что о ней всегда хотел снимать и про неё всегда хотели смотреть. Мы все прекрасно помним величавую Екатерину, подарившую кузнецу Вакуле башмачки со своей ноги для его возлюбленной. Всего, воплотить на экране образ великой правительницы, русские и зарубежные правительницы пытались более двадцати раз.

Первая «Вторая»

Впервые императрицу зрители увидели ещё в немой дореволюционной короткометражке «Княжна Тараканова», в исполнении некой госпожи Погорельской. Артистки театра Зимина. Так написано в титрах. Никакой другой информации об актрисе мне не удалось. Удивительно, что имея в то время куда меньше доступа к информации чем сейчас, создателям удалось сделать императрицу, и ленту в целом, вполне исторически достоверной. Финальные кадры фильма полностью повторяют знаменитую картину художника Константина Флавицкого «Княжна Тараканова». Помните, где она, отчаявшись стоит на кровати, а в окно заливается вода. О какой же исторической достоверности, спросите вы, идёт речь? Ведь всем известно, что картина вымысел. Настоящая княжна умерла за два года до знаменитого наводнения в Петербурге. Да, именно так. Поэтому, кинематографисты сняли двойной финал. Один исторически точный, а второй художественный.

Распутная

Одно только название фильма 34-го года «Распутная императрица», говорит нам, что первый голливудский фильм про Екатерину не будет сосредоточен на исторической достоверности. Действительно, Россию XVIII века вы в нём даже близко не найдёте. Но зато перед вами предстанет одна из самых блистательных актрис двадцатого века, секс символ своего поколения, Марлен Дитрих.

Комедийная

Европейский взгляд на Екатерина тоже не заставил себя долго ждать. Правда англичане пошли своим путём. Они сняли комедию «Екатерина Великая» по пьесе Бернарда Шоу. Он всегда славился тем, что описывал исторических персонажей с сарказмом и иронией. И этот фильм не стал исключением. В его интерпретации молодая, взбалмошная, но напористая императрица положила взгляд на приехавшего в Россию британского капитана. А тот, поняв это, тщательно избегает встреч. Фильм держаться на игре двух блистательных актёров: Питера О’Тула и Жанны Моро. Англичане с первых кадров сразу обозначили правила игры. Мол, на историческую правду мы не претендуем. Поэтому и смотрится фильм легко. Даже куры посередине императорского двора и пьяные казаки, шатающиеся по королевским покоям, на удивление не вызывают раздражения.

Мудрая

Как правило, кинематографисты показывали Екатерину или совсем молодой, борющейся за власть и увлекающуюся мужчинами, или уже умудрённой опытом правительницей. В 1978 году, в телеспектакле Павла Резникова «Капитанская дочка», мы увидим императрицу другой. Очень женственной и почти домашней. Наталья Гундарева воплотила на экране образ спокойной, глубокой женщины, которая способна к сочувствию и очень хорошо знает, что такое любовь. Именно такой показал нам её Пушкин в своём бессмертном произведении.

Лучшая

Светлане Крючковой, роль Екатерины Великой далась нелегко. В течении полугода она слушала тексты немкой на русском языке, чтобы точно повторить акцент. Долго училась ездить верхом. И всё не напрасно. Получившийся образ один из самых ярких и запоминающийся из всех, когда-либо созданных Екатерин. Картина Мельникова «Царская охота» получила две «Ники». Одной отметил потрясающую игру Светланы Крючковой. А вторую вручили художнику по костюмам – Ларисе Конниковой. Через год Конникову пригласили уже в Голливуд. Поработать на съёмочной площадке фильма «Молодая Екатерина». Но саму картину, к сожалению, это не спасло. Даже в исполнении блистательной Джулии Ормонд, очередная, западная Екатерина Великая оказалась слишком поверхностной.

Разная

Кристина Орбакайте, Марина Влади. Кэтрин Зета-Джонс, Эль Фэннинг, Хелен Миррен, Юлия Снегирь и Марина Александрова. Число Екатерин в кинематографе не посчитать на пальцах обеих рук.

Её показывали наивной, распутной, жестокой, наоборот человечной, но всё время остаётся ощущение, что реально Екатерина Великая из рук кинематографистов ловко ускользает. Хочется верить, что однажды, всё вышеупомянутое соберётся в одном образе и мы наконец увидим на экране Екатерину Вторую, в который поверим всем сердцем. Но кажется этого момента нам с вами придётся ещё подождать.

Источник

Оцените статью
Распутная, наивная, жестокая. О Екатерине Великой в кино и не только
Жена помогла ему пережить потерю сына, дочки и мамы: а он нашел себе моложе. Владимир Кузьмин