Самый исторический герой Вадима Спиридонова, проживший на экране целую жизнь

В 1983 году вышла заключительная серия телесаги «Вечный зов», где Вадим Спиридонов сыграл, наверное, главную роль всей жизни (и уж точно самую запомнившуюся) — Фёдора Савельева.

«Вечный зов» рассказал о жизни нескольких семей на протяжении десятков лет, поэтому зрители видели, как герои взрослеют и стареют, как на смену им приходят дети и внуки. В то же время вышел кинофильм, тоже повествовавший о десятилетиях жизни, но уже одной семьи.

Семьи, вошедшей в российскую историю, семьи, стоявшей у истоков отечественной промышленности, семьи, которую и сегодня помнят и чтут на Урале и по всей стране. Семьи Демидовых, начавших восхождение при Петре Первом.

Сценарий для фильма «Демидовы» написали Эдуард Володарский и Владимир Акимов. Вдохновила их на создание трилогия Евгения Фёдорова «Каменный пояс», посвящённая династии Демидовых.

Роль Акинфия Демидова, второго представителя династии, который и начал осваивать Урал, сразу писалась под конкретного актёра — Вадима Спиридонова.

Эдуард Володарский и Вадим Спиридонов давно дружили, драматург даже не представлял, кто ещё может стать мощным, властительным, но неимоверно целеустремлённым Акинфием. И дело тут было вовсе не в желании помочь другу в карьере: Вадим Спиридонов к тому моменту был очень популярен и режиссёрами востребован. Дело было в темпераменте актёра, его безусловном таланте и умении перевоплощаться.

Снимать ленту о событиях на Урале решили на самом Урале, сценарий отправился на Свердловскую киностудию, где его вручили Ярополку Лапшину, работавшему там уже больше двадцати лет.

В активе Лапшина уже были сильные работы исторического направления: «Угрюм-река» (1968) и «Приваловские миллионы» (1972), так что выбор режиссёра тоже был довольно очевиден. Но тут возникла проблема:

когда Ярополк Лапшин узнал, что Эдуард Володарский настаивает на участии, причём в главной роли, Вадима Спиридонова, он попросту испугался и начал отказываться.

Лапшину было известно, что артист горяч и часто отстаивает собственное видение персонажа, столкновений на площадке он не хотел. Тем не менее Вадима Спиридонова утвердили.

Ярополку Лапшину всё-таки пришлось во время съёмок не раз убедиться, что его опасения были не напрасны:

с исполнителем он время от времени действительно ссорился, а однажды дело и вовсе едва не дошло до рукопашной.

Сам Вадим к роли готовился очень тщательно. Впрочем, ученик Сергея Герасимова и не мог быть иным.

Актёр стал завсегдатаем Ленинской библиотеки и перечитал массу исторической литературы, изучил хроники, законспектировал документы тех времён.

И всё для того, чтобы не просто сыграть Акинфия Демидова, а стать им. Забегая вперёд, могу сказать, что роль Акинфия — это настоящая жемчужина в фильмографии Вадима Спиридонова и все усилия, и его, и режиссёра, окупились более чем.

Роль Никиты Демидова, отца Никиты, получил Евгений Евстигнеев. Его участие в фильме тоже стало удачей. Критики потом писали, что Никита Демидов в исполнении Евгения Евстигнеева получился очень достоверным: это делец, но радеющий о России.

Это корыстолюбец, но ответственный и знающий дело. Это истинный торгаш, но умеющий правильно распоряжаться деньгами.

А вот исполнителя роли Петра Первого оценили не все.

На эту роль Ярополк Лапшин выбрал Александра Лазарева. После выхода картины многие зрители сочли, что внешнего сходства Лазарева и царя гримеры в известной мере добились, но вот темперамента и грандиозности у Александра Лазарева для императора было всё же недостаточно.

Столь же сомнительным показался и выбор Леонида Куравлёва на роль Александра Меншикова. Леониду Куравлёву и его киноперсонажам никогда не была свойственна хитрость, склонность к стяжательству, рвачество и шкурничество.

А ведь светлейший князь как раз и вошёл в историю как человек, к рукам которого липнет буквально всё. Меншиков, сыгранный Куравлёвым, получился не таким ярким, каким был в жизни по свидетельству современников,

скорей, просто петровским товарищем, каким он был в начале карьеры, а не хитроумным царедворцем, каким он стал в начале 18 века.

Две главные женские роли достались Любови Полехиной и Татьяне Ташковой.

Первая сыграла нелюбимую жену Евдокию, за которую просватал Акинфия отец ради огромного приданного (пущенного потом на строительство уральских заводов),

а вторая стала возлюбленной Акинфия, чувство к которой он пронёс через годы. В образах российских императриц появились Людмила Чурсина (Екатерина Первая) и Лидия Федосеева-Шукшина (Анна Иоанновна). В остальных ролях — два десятка советских знаменитостей: Валерий ЗолотухинМихаил Казаков, Николай Скоробогатов, Юрий Саранцев, Александр Ермаков, Лев Борисов, Всеволод Ларионов, Юрий Назаров и другие исполнители.

Всем им пришлось понемногу стареть на экране, поскольку действие «Демидовых» начинается в 1700-ом году, а завершается уже в середине 18 века.

Разительнее всех менялся Вадим Спиридонов (ему уже приходилось это делать в «Вечном зове»): если в начале это молодой парень, то в финале Акинфий уже сильно постаревший, даже слегка подряхлевший, поседевший мужчина. Самому Вадиму на момент съёмок было около 40.

Снимали двухсерийную ленту под Свердловском на реке Чусовой. Для съёмок выстроили основательные декорации, часть костюмов прислала киностудия «Мосфильм». К работе над исторической сагой подключились Пермский ипподром, предоставивший коней, и плотницкая артель Красноуфимска, изготовившая кареты и сани.

Эпизоды с работой кузнецов снимали на Верх-Исетском металлургическом и Северском трубном заводах. На Верх-Исетском заводе группе посчастливилось найти неработающую домну, это была находка уникальная, почти музейная. Домна не раз появилась в кадре и добавила колорита. А в ряде сцен появились настоящие заводские рабочие-кузнецы, которые снимались по выходным.

Люди по собственной инициативе приходили на площадку, их гримировали, выдавали костюмы и они изображали демидовских рабочих.

А ещё поспособствовали съёмкам ленинградские музейщики: ради некоторых сцен с Петром группу пустили в Петродворец (сразу опознаются, например, интерьеры дубового петровского кабинета).

Ну и конечно же, не могла обойтись история о Демидовых без Невьянской башни, которая была построена по указу Акинфия. Именно башня, своего рода символ уральской промышленности, открывает обе серии ленты.

Увы, снять её целиком не получилось: в восьмидесятые вокруг башни было уже очень много современных построек. Поэтому пришлось делать макет и снимать его, а потом дорабатывать кадры на монтаже.

В августе 1983 года «Демидовых» выпустили. Нельзя сказать, что это был громкий успех, однако фильм был замечен и оценён довольно высоко.

И потому, что в нём появилась плеяда советских знаменитостей, и потому, что это безукоризненное кино и с точки зрения драматургии, и с точки зрения исторической достоверности, и с точки зрения подготовки.

Что сказать в итоге? На мой взгляд, фильм «Демидовы» не то чтобы рекомендуется, а обязателен к просмотру. Это отличная работа, довольно динамичная, ничуть не скучная и очень познавательная. А ещё, наверное, ленту надо показывать будущим кинематографистам (и режиссёрам, и актёрам) как пример того, каким должно быть Кино, именно Кино, с большой буквы.

Оцените статью
Самый исторический герой Вадима Спиридонова, проживший на экране целую жизнь
Анна Самохина: трудное детство, бурная карьера и безвременный уход