Советский театр в годы НЭПа: как «Женщина ночью» превратилась в «Не люби меня публично»

Давайте, уважаемые читатели, посмотрим, как на примере Урала в стране Советов развивалось театральное искусство. Интересные процессы происходили тогда на сцене и за кулисами.

В годы новой экономической политики художественное творчество становится полем для острой классовой борьбы. В театре появляются самые разноречивые направления.

В начале 20-х годов в стране оживился капитализм, что привело к росту числа частных театров. В 1922 году в РСФСР их была треть от общего числа.

Репертуар этих театров, как и трудовых коллективов, строго контролировался государством. Однако капиталисты ловко обходили советские законы. Особенно легко это было сделать во время гастролей.

В газетах писались возмущенные публикации о том, что зрителям из числа рабочих чужды постановки, которые обслуживают интересы нэпманов.

В Свердловске в 1925 году начинает работать театр народного образования. Труппа была откровенно слаба и неопытна, постановки не выдерживали критики.

Здесь ставили спектакли, никак не отвечающие веяниям времени – «Сонька – золотая ручка», «Аромат греха», «Черная месса».

Да, что там Свердловск – в соседнем Челябинске для нэпманов показывали постановки «Женщина ночью» и «Любовь втроем». Часто частные дельцы меняли названия постановок, чтобы их не сняли с репертуара по требованию власти.

Это было что-то вроде шифровки для своих – в Ирбите официально презентовали постановку «Иоген несчастный», но опытный зритель знал, что ему покажут «Трагедию без полога». Та же «Женщина ночью» вскоре шла под своим подлинным названием – «Не люби меня публично».

Конечно, власти не могли не отреагировать на такой разгул пошлости, безвкусицы и безыдейности. Органы искусств в соответствии с директивами партии стали помогать театрам создать качественный и современный репертуар.

Создают передвижные театры с постоянным составом, они снабжаются оборудованием, материалами, репертуар стал проходить цензуру.

Один из первых таких театров был создан в 1924 году – это Уральский рабочий реалистический театра, труппа которого под опекой Союза работников искусств три года колесил по заводам, приискам и рудникам, где о театре никогда и не слышали.

Этот театр за три года выступил на 48 сценах, включая Нижнетагильский, Свердловский и Верхнекамский округа.

Постепенно такие театры постепенно воспитали плеяду талантливых актеров нового времени, которые стали настоящими звездами.

Оцените статью
Советский театр в годы НЭПа: как «Женщина ночью» превратилась в «Не люби меня публично»
Почему Евгений Леонов сожалел об участии в съемках последнего фильма