Перед ее талантом преклонялся Бернард Шоу, ее голосом говорили герои любимых мультфильмов, а зрители обожали за искренность и душевную открытость в каждой роли. Сегодня наш рассказа о замечательной актрисе Валентине Сперантовой.
В кино эта актриса дебютировала, когда ей было почти 50 лет. Валентина Сперантова так и осталась для зрителей «вечной бабушкой», в которой практически каждый видел что-то неуловимо родное и близкое.
Эта актриса прожила удивительную жизнь, в которой было все – головокружительные романы, взлеты и падения. Она стояла на волосок от смерти, испытывала радость от успеха у зрителей и горечь от несбывшихся надежд.
В молодости скромная и миниатюрная Сперантова была уверена – актрисой ей никогда не стать, ведь, по ее мнению, на сцене и в кино могут выступать только статные красавицы. Однако подать себя Сперантова умела еще в детстве.
Выросшая в многодетной семье, Валя, впрочем, как и остальные члены семьи, очень любила театр. Мать Сперантовой в свое время вышла замуж за вдовца с тремя детьми, и сама родила ему девятерых детей. Валентина была восьмым ребенком.
Чтобы увлеченные театром дети ставили свои спектакли, родители помогли им соорудить импровизированные подмостки рядом с домом. Однажды на одной из таких самодеятельных постановок побывали артисты драмтеатра, которые, оценив талант Вали, пригласили ее на роль Золушки уже в свой спектакль. Так началась театральная карьера Сперантовой.
После окончания театрального техникума Валентина поступила в Первый государственный педагогический театр – впоследствии театр стал Московским ТЮЗом. И быстро стала «лучшим мальчишкой СССР» – именно так окрестили актрису театральные критики.
В 1938 году в Москву приезжал Бернард Шоу. Он пришел на премьеру спектакля «Том Кенси» по роману Марка Твена. Драматург был восхищен игрой парнишки, за которого принял Сперантову. За кулисами он обнял «юношу» и потрепал по щеке.
Каково же было изумление Шоу, когда ему сообщили, что перед ним дама, причем этой даме было уже 34, и она воспитывала дочь. Драматург преклонил колено и поцеловал руку актрисе, которая своим талантом поразила его до глубины души.
Отойдя с возрастом от амплуа озорных сорванцов, Сперантова перешла к амплуа старушек, не менее дерзких и порой не менее озорных, чем те мальчишки, которых она играла в молодости. Последней ролью в амплуа травести для сорокапятилетней актрисы была роль Чиполлино.
И этот последний спектакль стал провальным. Дети не приняли ее. Сперантовой тогда казалось, что ее карьера как актрисы закончилась. Однако все только начиналось.
Дебют Сперантовой в кино состоялся в 1953 году, когда она сыграла в фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер». По сюжету героиня Сператновой, будучи с внучкой проездом в столице, случайно разминулась с подругой. Алеша Птицын становится для бабушки и внучки настоящим экскурсоводом по Москве. Он оказывается внуком той самой подруги героини Сперантовой.
Эта роль поистине определила дальнейшую творческую судьбу актрисы. Теперь она играла исключительно бабушек.
У Сперантовой был неповторимый, поистине уникальный тембр голоса. И этот голос знали миллионы телезрителей и радиослушателей. Задорный голос Сперантовой в то время звучал практически во всех детских радиопрограммах, им говорили герои любимых мультфильмов.
Однако актерское мастерство было не единственным талантом актрисы – она всю жизнь серьезно увлекалась рисованием. Коллеги замечали – в руках у Валентины всегда были карандаш и блокнотик. Она удивительно точно и тонко делала шаржированные портреты коллег.
Она каким-то невероятным образом успевала все – быть востребованной актрисой, ищущей творческой натурой, заботливой матерью и любящей женой. У Валентины Сперантовой было две дочери, и она всегда была уверена в том, что никакая, даже самая лучшая в мире работа не стоит семейного счастья. Оно для нее было главным.
Замуж Сперантова вышла в конце 20-х годов, вскоре в семье родилась дочь Оксана. Мужа актрисы отправили в длительную командировку в Караганду. И это было началом конца – жена и дочь не дождались мужчину из поездки – в Караганде он завел новую семью.
Валентина же, спустя некоторое время после развода, вышла замуж за известного театрального администратора Михаила Никонова. В этом браке родилась дочь Наташа.
Никонов никогда не разделял девочек, говоря, что у него две дочки. Сперантова же, помогала не только своей многочисленной родне, но и всячески поддерживала родственников мужа. А со временем перевезла в Москву и свою, и мужнину родню.
Валентина и Михаил всегда старались все делать сообща и во всем поддерживать друг друга. Во время войны Сперантова и Никонов, оставив детей на бабушку, регулярно отправлялись на фронт в составе концертной бригады, и нередко оказывались на волоске от смерти.
Настоящий успех пришел к актрисе, когда 1960 году Анатолий Эфрос экранизировал пьесу Розова «В поисках радости». Фильм «Шумный день», где роль матери главных героев сыграла Сперантова, стал для нее решающим – ее заметили, и предложения от режиссеров посыпались как из рога изобилия. В 60-е годы Валентина Александровна снялась в десяти фильмах, а в семидесятые уже в тринадцати.
С мужем Валентина Александровна прожила около 30 лет. Супругов разлучила смерть Михаила Никонова. Он ушел совсем рано, не дожив и до 55 лет. Сперантова пережила любимого мужа почти на 15 лет. Все это время актриса бережно хранила память о своем Мишеньке. Ее самой не стало в начале 1978 года. Похоронили актрису рядом с любимым мужем.