Забытый дебют Эдварда Радзинского, который невзлюбили из-за непрофессиональных артистов

Мелодрама «Улица Ньютона, дом 1» (1963) рассказала о любимых героях шестидесятых — физиках. Пока ещё молодых, но талантливых и увлечённых.

Был тут, конечно, и конфликт с лириками, правда, затронутый лишь слегка, и оттепельная романтика, включая чтение стихов у памятника Маяковскому.

Но ещё до выхода фильм подвергся критике, а потом, после премьеры, его раскритиковали всерьёз. Возможно, поэтому картина сегодня стоит в списке забытых.

Режиссёром ленты был Теодор Вульфович, начинавший как документалист. Он же помог написать сценарий молодому драматургу Эдварду Радзинскому.

Пьесы Радзинского уже понемногу начали ставить в театрах, но в кино опыта у него не было.

Пьеса «Вам 22, старики!» появилась в 1962 году и почти сразу соавторы сделали из неё киносценарий, который потом принял «Ленфильм». Кстати, и

для самого Вульфовича фильм стал своего рода дебютом: прежние работы он выпускал в сотрудничестве с коллегой Никитой Курихиным, и «Улица Ньютона, дом 1» стала его первой самостоятельной картиной.

Сюжет ленты «Улица Ньютона, дом 1» показал несколько лет из жизни двух студентов-физиков, чьё знакомство сопровождалось дракой.

Но спустя время дерзкий, приехавший в Москву из далёкого рабочего посёлка Тимофей Суверин и самоуверенный москвич Владимир Гальцов подружились, занялись совместной работой и выиграли конкурс студенческих работ, получив медаль.

Но почти сразу Тимофей нашёл в исследовании ошибку и стал настаивать на отказе от регалий. Владимир же решил, что об ошибке можно сообщить и позже, а сейчас важно подтвердить свой статус.

Из-за этого между героями произошла серьёзная ссора. А ещё между молодыми мужчинами оказалась возлюбленная Владимира Лариса, которой пришлось принять непростое решение.

На главные роли в первом собственном фильме Теодор Вульфович выбрал актёров-непрофессионалов, хотя и имеющих прямое отношение к кино.

Нашла их Полина Лобачевская, второй режиссёр фильма и тогдашняя супруга Вульфовича. Лобачевская в те годы преподавала во ВГИКе и обратила внимание на молодого оператора Юрия Ильенко, уже успевшего снять фильм «Прощайте голуби» (1960).

После просмотра Ильенко получил роль Тимофея Суверина (но озвучить роль ему всё же не дали, это сделал Кирилл Лавров).

Она же присмотрела в институте и студента режиссёрского факультета Евгения Фридмана, который стал в ленте Вульфовича Владимиром Гальцовым.

А на роль Ларисы взяли Ларису Кадочникову, только что окончившую ВГИК. Её Полина Лобачевская отметила во время учёбу: на курсе, где Лариса училась, Лобачевская была ассистентом и видела, что у начинающей актрисы явно есть харизма и потенциал.

И уже тут, пожалуй, стоит отметить, что выбор актёров действительно спорен.

Ильенко и Фридман играли студентов, которым в финале фильма по 22 года. В реальности Юрию было 26, а Евгению — 33, и это заметно.

Возраст артистов был одним из поводом для критики, а ещё чиновникам не понравилось, что

режиссёр взял на главные роли оператора и будущего режиссёра, тогда как многие актёры-профессионалы были в простое.

Впрочем, «Улица Ньютона, дом 1» не смогла обойтись без актёров с именем. В небольших ролях появились Зиновий Гердт, Николай Крюков, Ролан Быков, Сергей Никоненко, Фёдор Никитин

и будущая звезда Виталий Соломин, для которого эти съёмки, пусть и в эпизоде, стали первыми в карьере. Виталий, к слову, сыграл лирика, отказавшего в уважении квантам.

Ещё в кадре можно увидеть барда, тогда совсем юного, Юлия Кима, для которого роль тоже стала первой, писателя и художника Юрия Коваля, художника Николая Силиса.

Коваль и Силис внесли вклад и в оформление ленты: когда Тимофей наблюдает доклад Владимира на заседании кафедры, за его спиной

зрители видят скульптурные портреты учёных. Эти портреты сделали из пенопласта Юрий Коваль и Николай Силис.

А ещё в фильме мог бы оказаться Евгений Евтушенко как чтец у памятника Маяковскому. Эпизод с ним сняли, но во время монтажа по требованию студии вырезали.

Впрочем, мелодраму вообще нешуточно искромсали из-за претензий чиновников. Позже Теодор Вульфович говорил, что даже позабыл, сколько эпизодов пришлось удалить и переделать — настолько их было много.

Когда наконец осенью 1963 года «Улица Ньютона, дом 1» вышла, критики буквально обрушились на авторов. Им не понравились дикость и даже некоторая хамоватость Тимофея и то, что его имя сократили на иностранный манер до Тима,

романтические эпизоды они назвали бестактными, а свадьбу — чрезмерно пьяной. Правда, довольно много лестных отзывов получили Лариса Кадочникова и операторы Виктор Карасёв и Николай Жилин, которые очень живописно показали Москву шестидесятых (и это правда: Москва тут выглядит замечательно, многие улицы по-прежнему узнаваемы, хотя и заполнены сейчас машинами).

Но при этом

операторов тоже нашли в чём упрекнуть: им поставили в вину, что они пытаются красивой картинкой закамуфлировать бьющий по глазам непрофессионализм исполнителей.

Итогом стал весьма средний прокат «Улицы Ньютона, дом 1» и дальнейшее забытьё. Картина однозначно проиграла другим фильмам шестидесятых на схожую тематику и сейчас о ней вспоминают мало.

Не исключено, что ещё одним поводом пореже говорить о ней стал отъезд в США в семидесятые Евгения Фридмана, исполнителя главной роли.

Но зато «Улица Ньютона, дом 1» стала в некоторой мере судьбоносной для Юрия Ильенко и Ларисы Кадочниковой.

Вскоре после этих съёмок оба попадут к Сергею Параджанову в его фильм «Тени забытых предков» (1964): Лариса сыграет главную роль, а Юрий будет оператором. А ещё они станут супругами и почти двадцать лет проведут вместе.

А вы физик или лирик?

Оцените статью
Забытый дебют Эдварда Радзинского, который невзлюбили из-за непрофессиональных артистов
Когда-то встречались: звёздные пары, о романе которых уже мало кто знает